Четверг, 08.12.2016, 17:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дошкольное образование » Физкультура и здоровьесбережение

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе.
[ Скачать с сервера (116.4Kb) ] 07.02.2013, 09:53
В последнее время прослеживается нездоровая тенденция в развитии детей, которой характерен замедленный темп физического и интеллектуального развития детей; выявлены актуальные проблемы современной коррекционной педагогики:
• Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями интеллекта. Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
• Коррекция психических функций. Успешная социализация детей с нарушением интеллекта в общество.
Как известно, полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие познавательной деятельности, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
Целью ЗСТ в нашем детском саду является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста с ОВЗ и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.
2. Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.
Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.
Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка с ОВЗ и сохранение его здоровья.
Специалисты, воспитатели дошкольного учреждения знают и учитывают в своей работе индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, стараются подбирать такие методические приемы, чтобы заинтересовать и вызвать положительное эмоциональное отношение у детей с ОВЗ. В МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Чувашской Республики, функционируют 4 группы, в которых воспитываются дети с 3 - 8 лет. Воспитанники направляются в наше учреждение по решению городской психолого–медико–педагогической комиссии с разными заключениями: дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью (с легкой и умеренной), дети с синдромом Дауна, аутизмом.
Из-за сложности дефектов воспитанников учителя-дефектологи в коррекционно-образовательном процессе используют следующие здоровьесберегающие приемы:
1. Защитно-профилактические. В каждой группе детского сада ведется фильтр здоровья и проводятся мероприятия по профилактике ОРЗ, такие как: воздушные ванны; босохождение; полоскание рта и горла. А также для профилактики нарушения зрения во время занятий педагогами проводится гимнастика для глаз.
2. Компенсаторно-нейтрализующие. Всем известно, что в структуру занятий входят физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики. Для наших воспитанников эти приемы являются наиболее доступными и эффективными.
3. Стимулирующие. Для успешной подготовки детей к социальной адаптации используем нетрадиционные здоровьесберегающие приемы. Педагоги углубленно изучают и применяют в своей работе элементы: аромотерапии, фитотерапии, су-джок и песочной терапии и др.
Широко используют элементы аромотерапии педагоги средней группы, где воспитываются дети с синдромом Дауна и аутизмом. В спальне, у каждого ребенка есть индивидуальная ароматическая подушка с различными наполнителями (хмель, сухие корки апельсина и др.). Воспитатели выпускных групп используют элементы фитотерапии (заваривание лекарственных трав: пустырник, мята, хмель и др.), отвары этих трав применяют в межсезонье.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос, одним из которых является «Су-Джок терапия» («су» - кисть, «джок» - стопа) – древний всемирно известный опыт восточной медицины. Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Учителя-дефектологи детского сада считают, что элементы Су-джок терапии являются наиболее активным средством развития детей с ОВЗ, т.к. большинство воспитанников имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук часто неловкие, несогласованные, часто не выделяется ведущая рука, дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу (например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.)
Кроме того, массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания, речевого развития, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. На кистях рук существует множество энергетических точек, каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Самый щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец, этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажеров способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных, также развивает мелкую моторику.
Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием педагогами в коррекционных целях используются элементы Су-Джок терапии, с помощью колец, «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).
Подчеркивая главные достоинства Су-Джок терапии можно отметить:
• Высокую эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
• Абсолютную безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности, стимуляция точек соответствия приводит к излечению.
• Универсальность метода. С помощью элементов Су-Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган.
• Доступность метода для каждого ребенка. Не нужно ничего выучивать и запоминать, достаточно понять один раз, и можно пользоваться всю жизнь.
• Простоту применения. Ваша рука и знания всегда с вами, а подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.
В начале учебного года в наш детский сад приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженные.
Для решения поставленных задач ежедневно на каждом подгрупповом и индивидуальном занятии проводятся игры и упражнения с элементами Су-Джок терапии и артикуляционная гимнастика по 2 - 3 минуты. Упражнения выполняются в медленном темпе, сначала двумя руками (прокатывание массажера между рук), затем одной рукой (катание металлических колец на каждом пальце). Учителя-дефектологи следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое, указания должны быть спокойными, доброжелательными и точными. Важно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям с Су-Джок массажером.
Большой популярностью пользуются игры с песком и водой, т.е. элементы песочной терапии. Как известно, игры с песком помогают, дошкольникам, не боятся совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал, или написал на листе бумаги неправильно, ему хочется сразу перевернуть листок, чтобы ошибки не стало видно. В играх с песком все проще: если ребенок сделал что-то не так, он просто может провести ладошкой по песку и начать сначала, это свойство песка особенно полезно для детей с интеллектуальной недостаточностью (3).
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому мы решили переносить часть учебного материала на песок. В нескольких группах уже приобретены «Центры песка и воды», емкости для пересыпания и переливания. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно коррекционные задачи: мощно развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя элементы песочной терапии, мы учим детей прислушиваться к себе, своему организму и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что применение элементов песочной терапии дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям; дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке; гораздо легче проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают. К сожалению, элементы песочной терапии не возможно использовать со всеми детьми из-за их неадекватного поведения (4).
Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с ребенком на ценностном уровне. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
1) осознание своих потенциалов и возможностей;
2) понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
3) осмысленное взаимодействие с окружающим миром;
4) внутреннее ощущение силы и гармонии.
У воспитателя I квалификационной категории Степанова Т.М. имеется богатый и обобщенный опыт по сказкотерапии, она широко использует такие элементы как:
• использование отрывков из сказок в НОД;
• введение в НОД сказочного героя;
• сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в педагогический процесс, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта) (3, 4).
В коррекционном процессе также используем:
• элементы цветотерапии.
Методика «Выбор цвета» на практике позволяет быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.
Широко используются в коррекционной работе элементы изо-терапии, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения ребенком окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый педагогом материал, преодолеть речевое нарушение.
• элементы музыкотерапии
Главной целью, которой, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Часто используем музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.
Совместная работа воспитателей с родителями воспитанников по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов; восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Подводя итоги, следует отметить, что воспитанники нашего ДОУ – дети дошкольного возраста, с нарушением интеллекта, это сложный, своеобразный контингент, результаты их воспитания и обучения педагоги ждут достаточно долго. С такими детьми сложно установить «обратную связь», и с некоторыми практически невозможно, как с их нормально развивающимися сверстниками и для того, чтобы «почувствовать результат», учителю – дефектологу приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы – как традиционные, так и нетрадиционные.
Эффективность применения элементов нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции и, конечно, от их систематичности. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми навыками и умениями в НОД.

Литература:
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.- с. 21 - 28
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Формы и методы работы со сказками: СПб.: Речь, 2002.-224с.
5. http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/193-su-jok.html
Категория: Физкультура и здоровьесбережение | Добавил: Petrova78
Просмотров: 1359 | Загрузок: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]