Суббота, 10.12.2016, 09:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

Занятие "Особо охраняемые природные территории Ванинского района"
[ Скачать с сервера (1.21Mb) ] 06.02.2013, 13:40
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)
Этап урока
/занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме :

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка
- Технология проведения
- Примечание
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» Инициация 1 мин.

1. Вводная беседа, где озвучивается тема и цель занятия.
Тема, цель: познакомимся с охраняемыми природными территориями Ванинского района, попутешествуем по карте Ванинского района, и в этом нам помогут Саша, Надя и Марина (ребята из детской экологической районной организации «Берег»).
Вхождение или погружение в тему
5 мин.

2. Раскрытие темы:
Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создаёт охраняемые территории. Мы знаем… заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Вспомним, определение каждого из них.
Кто догадался первым, хлопает в ладоши.
- Природная территория, в том числе: земля, вода, недра, растительный и животный мир, которые имеют природоохранное, эколого-биологическое значение как образцы естественной природной среды. (заповедник)
- Природная территория или акватория, имеющая особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и поддержания экологического баланса. (заказник)
- Уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном и культурном отношениях природные комплексы, а так же объекты естественного и искусственного происхождения. (памятник природы)
- Природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории, которые включают природные комплексы и
объекты, имеющие особую экологическую, историческую ценность, и которые предназначены для регулируемого туризма. (национальные природные парки)
- Сколько заповедников в Хабаровском крае? (6)
- Сколько заказников в Хабаровском крае? (26)
Сегодня мы познакомимся с охраняемыми территориями нашего района. Какая самая большая река в Ванинском районе?
Правильно, Тумнин. (показ на карте)
Познавательные, включая общеучебные, т.к. ребята вспоминают определения особо охраняемых природных территорий.

Учебно-познавательная, т.к. дети уже знакомы с охраняемыми территориями, происходит закрепление материала, накапливание опыта, необходимого для эффективной деятельности в заданной области
Формирование ожиданий обучающихся 2 мин. «Светофор ожида-ний»
Заимствованный, но адаптирован-ный метод представлен
С.В.Корнило-вым, Л.Э.
Корниловой «Методичес-кий ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс»2002, с. 12
Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного занятия.

Необходимые материалы: квадратики из картона красного, желтого и зеленого цвета.
Предварительная подготовка: вырезать квадраты трех цветов: красные, желтые, зеленые по количеству участников.
Технология проведения: В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные квадраты. Участники выбирают свои ожидания от образовательного занятия, т.е. нужный квадратик. Ожиданий может быть несколько.
3. У каждого из вас лежит конвертик с квадратиками, у каждого квадратика своё значение. Я задам вопрос, а вы ответите, молча, но покажите нужный квадратик.
Как вы думаете, интересное занятие вас ждёт? Если да, то поднимаете жёлтый квадрат, если нет – красный.
Понравится ли вам это занятие? Если да, то зелёный квадрат, если нет, то красный.
Итак, я задаю вопросы, а вы на них отвечаете с помощью квадратиков.

Личностные, т.к. на вопрос отвечает каждый. Знаково-символические, т.к. используются квадратик разного цвета.
Коммуникативная, т.к. происходит обмен информацией между педагогом и детьми через систему символов (квадратиков).
Фаза 2 «Работа над темой» Интерактивна я лекция 15 мин. Активный метод презентации учебного материала Заимствован-ный 4. В Ванинском районе 3 биологических заказника: Тумнинский заказник, Мопау и Остров Токи «Лежбище ластоногих». (показ на карте)
В функции заказников входит сохранение, восстановление и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Из краснокнижных видов обитают: чёрный аист, мандаринка, чешуйчатый крохаль, орлан белохвост, сапсан, скопа, дикуша, чёрный журавль, рыбный филин. Отмечаются заходы амурского тигра. (показ презентации).
На территории заказника в определённые периоды времени запрещается хозяйственная деятельность человека, наносящая вред среде обитания животных и самим животным. Например, запрещена охота на птиц в период их выведения потомства.
Остров Токи – лежбище ластоногих. Находится недалеко от бухты Селантьева. На этом острове круглый год обитают сивучи, морские котики, нерпы. В летний период они нагуливают жир, обзаводятся потомством.
2 рыбохозяйственных заказника: Хутинский и Верхнетумнинский. Созданы они с целью сохранения и увеличения запасов ценных видов лососевых и пресноводных рыб в бассейнах рек – Тумнин и Хуту. ( найти на карте)
Из отряда лососеобразных в Красную книгу занесена Сима.
В Ванинском районе есть памятники природы:
- «Каменная роща» в бухте Сизиман; (карта)
- Термальный источник «Тёплый ключ»; (карта)
«Каменная роща» на северном береге бухты Сизиман, представляет собой окаменевшие деревья, которые образовались более 50 миллионов лет назад.
Сизиман в переводе с орочского обозначает «проточное озеро». Мыс Нитуси издалека похож на корабль, причаливший к северному берегу бухты, хранит в своих бортах главное сокровище этой местности – окаменевшие деревья.
Весь юг Дальнего Востока покрывали леса с секвойями. Однажды в результате извержения вулкана под мощным слоем вулканического пепла и селевых потоков была погребена территория субтропического леса. Позже этот участок побережья опустился ниже уровня моря. Со временем под давлением воды и морских отложений сложились благоприятные условия для окаменения погребённых деревьев. В результате этого процесса, который длится тысячи и тысячи лет, живые ткани были замещены окислами кремния. Через несколько миллионов лет в результате тектонических движений дно опять стало сушей, и под действием эрозии обнажились слои, содержащие окаменевшие деревья. Такие памятники природы сохранились в 2-ух местах на планете: в Австралии и у нас в Ванинском районе.
Образец такого окаменевшего дерева есть у нас в экологическом классе.
Термальный источник «Горячий ключ», находится в долине реки Тумнин. Знаменит он тем, что из-под земли бьёт радоновый источник, температура воды составляет 41 градус. На этом месте построили лечебно- курортный комплекс. Люди проходят лечение с разными заболеваниями. Радоновые ванны лечат опорно-двигательный аппарат, кожные заболевания.

Итак, сколько заказников в Ванинском районе? Перечислите их.
Сколько памятников природы? Перечислите их. Познавательные, включая общеучебные,
т.к. ребята знакомятся с заказниками и памятниками природы Ванинского района. Информационная, т. к. получают новые знания. Учебно-познавательная, т.к. приобретают навыки работы с картой.
Проработка содержания темы 15 мин.

Метод
Игро-ых
Техно
Логий,

Метод
Интеракции Авторский, т.к. игровую программу составляла сама.

Заимствован-ный Цель: активизировать обучающихся, в игровой форме научить обобщать, анализировать, развивать смекалку, мышление, вступать в общение и поддерживать его, разбираться в ситуации общения; сотрудничать в различных видах деятельности
Необходимые материалы: 2 паровозика разного цвета,
2 шифровки
Предварительная подготовка: изготовить паровозики разного
Цвета, 2 шифровки
Технология проведения:
Игровую программу проводят
старшие ребята, используют презентацию к занятию, помогают работать с картой при движении паровозиков, выявляют победителей

Направлен на организацию разностороннего созидательного взаимодействия обучающихся друг с другом и педагогом. Эффективное сотрудничество в групповой работе обеспечивает качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитие социальных навыков у обучающихся.
5. Игровая программа «Пойми меня» (Группа делится на 2 команды, проводят старшие дети).
Путешествовать любите? Вот сегодня мы отправимся из п. Ванино в п. Высокогорный на паровозиках. Каждая команда выбирает себе цвет паровозика (жеребьёвка). Кто же приедет первым, мы узнаем в конце игры. Итак, вы готовы, в добрый путь!
Остановка 1 «Разминка»
Вопросы командам по очереди:
1. Какой город в Хабаровском крае самый главный?
2. Назовите самую большую реку Хабаровского края.
3. Сколько заповедников в нашем крае?
4. Назовите административный центр Ванинского района.
5. Какая самая большая река в нашем районе?
6. Сколько заказников в Ванинском районе? (паровозики двигаются по карте)
Остановка 2 «Догадайся»
Наша планета загрязнена разными отходами, сейчас по детским высказываниям, вы должны догадаться, о чём идёт речь, кто догадался первым, хлопает в ладоши.
Детские высказывания:
• Её изобрели китайцы.
• У нас её получают из дерева.
• Она легко горит.
• Из неё получается очень много мусора.
• На ней обычно рисуют или пишут. (бумага)
• Его делают из песка.
• Чаще всего оно прозрачное.
• Когда падает, оно разбивается.
• Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто.
• Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)
• Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
• Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
• От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат и этого становится ещё больше.
• Его издают разные приборы, машины.
• Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (шум)
• Этого почти не видно.
• Этого очень много в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
• От этого у людей бывает астма, бронхит и даже рак.
• Это могут собрать на свои листья деревья.
• В городе, где этого очень много не растут лишайники. (выхлопные газы)
• Это получается, когда становится старым или ломается.
• Это можно увидеть везде- в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
• Это можно сдать и получить деньги
• Из этого можно сделать что-то новое.
• Это бывает цветным. (металлолом) (Паровозики двигаются по карте)
Остановка 3 «Шифр»
Каждой команде даётся зашифрованное слово. Цифра обозначает порядковый номер в алфавите. Кто быстрее и правильнее отгадает слово, тот будет впереди. Подсказкой может служить Красная книга Хабаровского края.
Орлан скопа (Паровозики двигаются по карте)
Остановка 4 «Угадай »
1 участнику из команды дано название животного, команда задаёт 5 вопросов, по ответам игрока команда должна догадаться о ком идёт речь.
тигр лесной кот (Паровозики двигаются по карте)
Остановка 5 «Кто больше»
Составить слова, используя буквы . Заповедник
Кино зов воз дно век веко поза доза коза знак кед кон код веник пони
(Паровозики двигаются по карте)

Коммуникативные, т.к. дети обсуждают ответы в команде, задают вопросы, составляют слова.
Коммуникативная, т.к. различные формы коммуникации, методы стимулирования коммуникативного процесса позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия участников образовательного процесса.
Социальная, ребята приобретают умения отстаивать своё мнение, завоёвывают уважение сверстников.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 2 мин. Актив-ый метод
«Сочинялка» Авторский
(Стихотворение и движения
собственного
сочинения) Цель: провести разминку
Обучающихся для снятия напряжения и усталости
Предварительная подготовка: сочинить стихотворение, придумать движения
Технология проведения:
Разминку проводят старшие ребята, используют музыку
6. Разминка проводится во время игровой программы, под весёлую музыку дети делают упражнения, начиная с изображения движения паровозика. Все упражнения выполняются под стихотворение, лучше повторить несколько раз, можно изменять движения.
Наш весёлый паровозик, (движения согнутыми руками, вперёд, назад)
Мчит нас быстро по полям. (маршируют)
У него фонарик-носик, ( показывают нос)
Он в тоннели посветит нам! (пальчики растопыривают)
Подведение итогов
5 мин.

«Светофор»
Заимствованный метод представлен
В. Тарасовым,
О. Охлопковой,
А.Ненаховой, «Копилочка активных методов обучения» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Необходимые материалы: квадратики из картона красного, желтого и зеленого цвета.
Предварительная подготовка: вырезать квадраты трех цветов: красные, желтые, зеленые по количеству участников.
Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Квадраты наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. 7. Ребята, как вы думаете, нужны ли на планете особо охраняемые природные территории? В нашей стране есть Всероссийское общество охраны природы. За год вы многое узнали о природе, совершили много полезных дел для охраны природы и окружающей среды, сегодня вы ещё раз подтвердили свои умения, знания в деле охраны природы, преодолев расстояние от п. Ванино до п. Высокогорного, и достойны стать юными экологами. Вступая в ряды Всероссийского общества охраны природы, вы должны повторить слова клятвы, повторяйте слова клятвы за мной:
Я, юный эколог, клянусь!
За природой наблюдать,
Родники не загрязнять,
Пташек, мышек не пугать,
Экологию изучать
И Природу уважать!
Клянусь! Клянусь!
Клянусь!
Вручение билетов Всероссийского общества охраны природы.
Поздравляю, теперь вы настоящие защитники природы.
8.Ребята, кому очень понравилось занятие, вы сделали всё, что в ваших силах, тот поднимает зелёный квадратик, кому понравилось занятие, но вы могли быть лучше – жёлтый квадратик, кому не понравилось занятие и вы не довольны своей работой – красный квадратик. Всё обсуждается коллективно.
9. Заключение.
Будем же беречь нашу Землю, наш посёлок, в котором мы живём! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!
Другого нам не дано, наша планета – величайшее чудо, она у нас одна.
А завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Регулятивные, включая действия саморегуляции, т.к. каждый анализирует занятие и свою деятельность в нём.
Коммуникативная, т.к. происходит процесс обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре и при невербальном общении.
Социальная т.к. происходит рефлексия – осмысление новых знаний, умений, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.

Домашнее задание
(если имеется)





Домашнего занятия нет.

Аналитическая информация
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:
- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,
- визуализации хода и результатов образовательного процесса,
- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики),
- мотивации всех участников образовательного процесса,
- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,
- анализа и оценки деятельности обучающихся. От своего занятия я хотела бы, чтобы занятие было направлено на организацию созидательного взаимодействия обучающихся друг с другом и педагогом, эффективное сотрудничество в групповой работе, которое бы обеспечило качественное формирование новых знаний, умений, качеств, активное развитие социальных навыков у обучающихся.
Использование слайдовой презентации и карты Ванинского района должно дать и дало четкое однозначное восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией, например, при работе с картой.
Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, корректив по ходу урока не было. Всё, что было запланировано, было осуществлено и выполнение плана урока, и групповая динамика.
Происходила рефлексия педагога и обучающихся на каждом этапе занятия, если необходимо, то и корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы.
Ребята динамично начали занятие, им был задан нужный ритм, рабочий настрой, они активно включились в учебную деятельность, познавательный интерес к занятию у них поддерживался в течение всего занятия, наблюдалась доброжелательная хорошая атмосфера в группе.
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для:
а. выполнения целей и задач урока ;

b. выполнения ФГОС
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология Цель занятия достигнута, задачи выполнены.
Мой прогноз выполнения стандартов, я думаю, что цели, которые я ставила при использовании АМО должны повлиять на развитие личности ребёнка: интеллект, экологическую культуру, эмоциональную сферу, духовное развитие, психическое здоровье, физическое развитие, ответственность.
В своей работе я использую АМО, т.к. эта система методов обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся . От своего занятия я хотела бы, чтобы способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного учебного предмета, были позитивными. Ребята должны не только получить знания в области темы занятия, но и опыт общения в группе, со старшими ребятами, научиться правильно себя вести, т.е. усвоить образцы поведения, психологические установки, социальные норм и ценности, знания, навыки, позволяющие детям успешно функционировать в обществе. Моё занятие этого достигло в полной мере.
На всех этапах образовательные цели были реализованы:
на этапе «Вхождение или погружение в тему» - с помощью вопросов-определений, ребята вспомнили основные понятия, закрепили знания;
на этапе «Формирование ожиданий обучающихся» - с помощью АМО «Светофор ожиданий»;
на этапе «Интерактивная лекция» - с помощью мультимедийной презентации дети приобрели ЗУН;
на этапе «Проработка содержания темы» - с помощью игровых технологий дети закрепили ЗУН;
на этапе «Подведение итогов» - с помощью АМО «Светофор» дети проанализировали свою деятельность.
Анализ степени реализации принципов современного образования.
Во время занятий реализованы принципы современного образования:
Духовно-нравственное развитие и воспитание (знания об охране природы, о заповедных местах, культура поведения на занятии),
Компетентностный, индивидуальный и деятельностный подход (ЗУН и качества детей по теме);
Здоровьесбережение (игровая программа и разминка во время занятия).
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации (если апробация состоялась)

Считаю, что занятие было интересное, познавательное, направлено на изучение природы Ванинского района, при движении по карте, ребята знакомились со станциями нашего района. Старшие ребята в доступной форме и с помощью мультимедийной презентации провели интерактивную лекцию. С учётом возраста и интереса детей активно прошла игровая программа, которая способствовала социализации детей, как старших, так и младших. За счёт использования технологий АМО и модерации были достигнуты образовательные и воспитательные эффекты:
разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала, в игровом действе, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использование знаний и опыта обучающихся, в групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств и рефлексии.

Методическая ценность урока/занятия/мероприятия
Считаю, что занятие методически ценно, потому что разнообразное, насыщенное, интересное. Но использовать его можно только для детей, которые проживают в Ванинском районе.
Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала)
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию.
С помощью какого программного обеспечения они созданы. Презентация к занятию «Особо охраняемые природные территории Ванинского района» создана с помощью Power Point;
Карта Ванинского района.
Использованная литература, источники информации. Справочник «Особо охраняемые природные территории Хабаровского края». Комсомольск-на-Амуре, - 2002;
Красная книга Хабаровского края. Хабаровск, - 2008
Примечания автора/ов

Фотография занятия «Особо охраняемые территории Ванинского района»
Ведущая Марина Пушкарёва
Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: Пузанова_ЛН
Просмотров: 1052 | Загрузок: 215 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая  Людмила Николаевна
Ваша работа  допущена к участию в Конкурсе. smile
С уважением,Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]