Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение |
Занятие по экологической тропе
[ · Скачать удаленно (37,17) ] | 13.01.2012, 13:01 |
Занятие «Береза- символ России!!!.» Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля». И п ересесть с него просто некуда. Пояснительная записка: Занятие предназначено для учащихся 10-13 лет, а также может быть использовано для младшего и старшего школьного возраста и для взрослых. Ни для кого не секрет, что в нашем обществе есть дети разные: по физическим способностям, умственным, то есть дети , которые посещают школы, лицеи, гимназии и дети, физически нездоровые, то есть инвалиды, с которыми больше занимаются родители и специальные учреждения. Так было в любом обществе , и такая разница между детьми будет всегда. Именно поэтому, начиная педагогическую деятельность в очень интересном и необычном лицее № 389 «Центр Экологического образования» мы решили, чтобы полностью использовать своеобразность нашего лицея, попробовать приблизить детей с ограниченными возможностями к детям обычным , то есть нашего лицея и еще в довольно необычной атмосфере, то есть в мире животных и растений, которые имеются на территории нашего учебно-опытного участка. Занятие проведено по эколого - биологической направленности по программе : «Моя семья». Автор программы Кравченко В.И. Срок реализации данной программы 2 года, 1 раз в неделю по 4 часа( 3 часа фактически) Для подготовки и проведения занятия необходимо иметь УОУ с различными видами деревьев и кустарников, а также его можно проводить на территориях садов и парков нашего города с учетом произрастающих растений. Работая с этой программой , используются прогулки, во время которых идет наблюдение за жизнью в природе, накопление зрительных образов, изучение садов и парков нашего города, флоры и фауны, сбор природного материала. На занятии может быть использован видео и аудио запись с голосами птиц, шумом ветвей деревьев на ветру. Использовать плакаты с редкими видами деревьев и кустарников, а также музыкальные произведения Чайковского, Ференц Лист, песни советских композиторов. Цель занятия: .Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, произрастающих на территории Северо-Запада и уникальной коллекции растений УОУ лицея №389 «ЦЭО» Задачи: образовательные: 1. Дать знания детям о произрастающих деревьях Северо-запада и редких видов растений. 2.Формировать навыки самостоятельной работы по изучению дендросада на УОУ 3.Учить детей ответственно относиться к полученному заданию, уметь работать в коллективе. развивающие: 1.развить воображение, память,. наблюдательность ,любознательность 2. расширить кругозор учащихся 3. развивать познавательные способности учеников воспитательные: 1. Способствовать воспитанию экологической культуры ребенка, как общей культуры взаимоотношений людей друг к другу. 2.Воспитать эмоционально- положительное бережное отношение к растениям и деревьям, помочь увидеть их красоту и неповторимость. 3.Воспитывать бережное отношение окружающему миру, любви к своему городу. Оборудование: 1.Дендросад лицея №389 «ЦЭО». 2.Аудизапись с голосами птиц. 3. Ведро с водой и березовое полено. 4.Шкатулка березовая. 5. Спичечный коробок с почками березы. 6. Деготь. 7. Письмо «дерева» к детям. Ход занятия. 1. Орг. Момент. Дети построены на крыльце Центра экологического образования рядом с баннером, где указан план экологических троп по УОУ лицея №389»ЦЭО» Звучит запись с голосами птиц. Педагог: Я сорвал цветок И он завял Я поймал мотылька И он умер у меня на ладони И тогда я понял, Что можно прикоснуться к красоте Можно только сердцем. Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса , поля, реки, моря, небо, солнце,… Это наша природа и наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас, она щедра и бескорыстна. 2. Сообщение темы занятия и цели урока. Сегодня, мы, ребята ,с вами на нашем занятии, которое называется «Береза –символ России», попадем в удивительный мир природы. Цель нашего занятия – познакомиться с уникальной коллекцией нашего дендросада. А поведет нас в свое царство ЭКОКОЛОБОК. Экоколобок: -Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел,…и покатился в сад. Педагог: Ребята, чтобы попасть в наш дендросад вместе с ЭКОКОЛОБКОМ , нужно ответить на следующие вопросы- загадки : 1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы. Царицы цветов - розы. Его плоды используют в лечебных целях. (шиповник) 2. Весной это дерево стоит нарядное. Будто все в белой пене. А запах цветов чувствуется издалека. Жаль только что из-за своей красоты люди ломают ее ветки.(черемуха) 3. Если тебе когда–нибудь понадобиться расколоть полено этого дерева , сделать это будет нелегко- топор увязнет в древесине. И ты поймешь , почему дерево так назвали.(Вяз) 4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зеленые круглый год, потому что, хвоинки у них осенью не опадают .Какое дерево , хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают как у лиственного.( Лиственница) 5. В народе это дерево часто называют «сладким.». Нет, конфеты на нем не растут .Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчелы. И мед потом будет самый вкусный и душистый .(Липа). 6. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь , что он прохладный даже на солнцепеке Так может быть только у одного дерева в мире :ведь это единственное дерево с белой корой ,которая не нагревается на солнце.(Береза) 7. «Красавец» -так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево – богатырь, дерево-долгожитель. (Дуб) 8. Весной в лесу на этом дереве «загораются» маленькие красные и синие «лампочки» -это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель). 9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина) 10. Сверху листья этого дерева зеленые, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожат , переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зеленым , то серым – «переодевается». (Осина) 3. Путешествие по дендросаду вместе с Экоколобком. Педагог: Сегодня ребята мы остановимся на станции «Березовая». Рассказывает педагог про березу. Березу встретишь всюду, в любом районе нашей страны. В России березовые леса занимают 90 млн.га - это равняется территории Австрии, Германии и Франции вместе взятых .Всего известно 120 видов березы, а у нас растут 40 видов. А у нас растет железная береза (Шмидта). У нее очень плотная и твердая древесина, почти не уступает металлу ( отсюда название), тонет в воде. Экоколобок показывает ведро с водой и полено, а ребята бросают туда полено. Растет эта береза на сухих и каменистых горных склонах. Кора – темно-фиолетовая ,к старости становится почти черной. В Карелии встречается карельская береза, у нее красивое строение и расцветка древесины, в отполированном виде напоминает мрамор с различными вкраплениями. Древесина березы используется для изготовления лыж, предметов быта , художественной мебели . ЭКОКОЛОБОК показывает шкатулку. Из коры березы получают дёготь, смазочные масла. ЭКОЛОКОБОК показывает ребятам дёготь. Незаменима береза в медицине . ЭКОКОЛОБОК показывает спичечный коробок с собранными березовыми почками. Слова педагога: Березовые почки, собранные в феврале-марте во время набухания , используют как мочегонное, желчегонное и дезинфицирующее средство. Экоколобок достает пачку сока, на которой написано «Березовый сок» Педагог: Полезный березовый сок, добывается он в период весеннего сокодвижения и только с тех берез , которые отведены под вырубку. Для этого в деревьях пробуравливают небольшие отверстия и вставляют деревянные желобки. Но не все к сожалению знают, как правильно взять березовый сок, и люди часто ради сока губят березу . В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы, И капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струей. Россия и береза !! Эти два слова слиты воедино, и нет дерева роднее чем береза. Береза- это символ нашей Родины. Ты так мила мне до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина Березовая русская Россия Ромашковая добрая страна. Экоколобок: Ой, ребята! Здесь какое – то письмо? От кого - от березы. Читаем: Дорогие ребята! Сегодня мы посетили станцию «Березовая», были очень внимательны , потому что я за Вами наблюдала и прошу Вас ответить на мои вопросы: 1. А где находятся у меня устьицы ? Берет каждый ребенок в руки лист березы ,переворачивает на обратную сторону листа и педагог рассказывает: -Нижняя часть листа покрыта отверстиями – устьицами , они из-за температуры влажности то открываются ,то закрываются как форточки и связывают дерево с внешним миром. Мы устьицы можем увидеть только в микроскоп. Вода поступает из корня – ствол- ветки- форточка открывается, новые порции воды поступают в крону дерева. Солнце нагревает лист, испаряясь, вода охлаждается, лист становится прохладным. Дереву надо много воды: за лето 7 тонн. Пыль, сажа забивают устьицы, листья не могут испарять влагу и засыхают. В городе размеры листьев деревьев меньше в 2 раза. 2.Почему я зимую без листвы? Зимой нет воды и дерево защищается от зимней засухи, сбрасывая осенью листья. Нет листьев - нет испарения. 3.Как вы думаете сколько воздуха необходимо для человека в сутки? Если ребята не знают, то Экоколобок подсказывает: -человеку необходимо в сутки 600 литров воздуха, ровно столько ,сколько выделяет одно дерево. Педагог: Значит, ребята, чем больше деревьев мы с вами посадим , тем больше чистого воздуха будет на нашей планете. Вы, умницы !!! Отвечали все хорошо! А теперь я вас прошу принять от меня в дар мою силу, жизненную энергию. Каждый ребенок подходит к дереву и обнимает его, а за тем взявшись, за руки ребята водят хоровод вокруг березы. Итог занятия: Данное занятие посетили дети- инвалиды, которые приходят на занятия в сопровождении взрослых, принимающих активное участие в ходе занятия. В связи с физическими ограничениями данной категории детей на этом занятии ребята под руководством взрослых на УОУ получают практические навыки, способствующие усвоению теоретических знаний Индивидуальность личности проявляется в отношении ее к окружающим. Дети-инвалиды не умеют в отличии от взрослых , и от обыкновенных детей скрывать свои эмоции. И поэтому ,при общении с живым миром Учебно-опытного участка лицея №389 «ЦЭО» мы не смогли не обратить внимания на выявление таких эмоций :как радость, удовлетворение, внимание, чуткость, более осторожное обращение с природой и огромная любознательность. Благодаря контакту детей с животным и растительным миром на УОУ в нашей педагогической практике находят широкое использование следующие приемы: - Опора на положительные стороны ребенка, доброе начало, дать им развиться, окрепнуть, благодаря чему пробуждаются добрые чувства, положительные интересы и устремления; -Постановка перед ребенком увлекательной перспективы , результате которой он идет к радостному событию, преодолевая на пути к достижению намеченной цели трудности и преграды; -Переключение ребенка на интересное увлекательное дело, в процессе которого приобретается положительный опыт , преодолеваются нежелательные качества личности; -Внимательное, заботливое, чуткое отношение педагога к ребенку, что естественно вызывает у него чувства благодарности и удовлетворения за заботу о нем, чувства уважения к наставнику; -Укрепление веры в себя и собственные силы; -Доверие - когда, ребенку поручается интересное ,желаемое дело, в процессе выполнения, которого он упражняется в правильном поведении. В своем педагогическом подходе к данной категории детей мы учитываем не одиночные моменты, при которых достигается положительный исход, а систему условий, которая бы способствовала успешному усвоению материала. На занятии мы стараемся учить детей собственным примером. Главный метод воспитания – пример взрослого. Не уставать совершенствовать как личность, являть собой нравственный образец для воспитуемого. Список использованной литературы. 1.Беляев В.С, Василевская С.Д «Изучаем природу родного края». М.; «Просвещение», 2002 г. 2.Пелевин В.И. «Охрана природы».М.; Наука, 2001 г. 3.Панарков М.А. «Школьные походы в природу».М. ; «Просвещение»,2005 г. 4.Андреева Г.М.Социальная психология, - М.: «Наука »1994г | |
Просмотров: 1640 | Загрузок: 577 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||