Четверг, 25.05.2017, 19:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

Влияние тактической подготовки на результат прохождения командой туристской полосы препятствий
[ · Скачать удаленно () ] 07.09.2015, 15:52
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Обзор литературы …………………………………………………..6
1.1. Определение и виды туризма ……………………………………………..6
1.2. Содержание разделов туристских соревнований ……………………...9
1.3. Основные стороны подготовки в спортивном туризме ……………...17
Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования …………..41
2.1. Цель и задачи исследования ……………………………………………..41
2.2. Методы исследования ……………………………………………………41
2.3. Организация исследования ……………………………………………..45
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение …………………..47
3.1. Экспериментальная методика повышения результата в туризме по средствам тактического мастерства ………………………………………...47
3.2. Результаты педагогического эксперимента …………………………..49
Вывод ……………………………………………………………………………54
Список используемой литературы …………………………………………..55
Приложения

Содержание:

1. Информация об опыте …………………………………………..… 3
1.1. Тема опыта ……………………………………………………....... 3
1.2. Условия возникновения, становления опыта …………….. 3
1.3. Актуальность опыта ………………………………………………............. 5
1.4. Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………..... 7
1.5. Длительность работы над опытом ………………………………….. 7
1.6. Диапазон опыта………………………………………………… 7
1.7. Теоретическая база опыта ………………………………………….... 8
1.8. Новизна опыта ………………………………………………………......... 9

2. Технология опыта …………………………………………………...... 9
2.1. Цель …………………………………………………………………............ 9
2.2. Задачи …………………………………………………………...…………… 10
2.3. Описание содержания образования…………… …………..……….. 11
2.4.Описание содержания обучения...………………………………… 12

3. Результативность опыта…………………………………………
14
4. Библиографический список ……………………………………… 18

5. Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Туризм - одно из важных средств активного отдыха.
Путешествуя, люди знакомятся с природными богат¬ст¬вами историческими и культурными памятниками. Правильно организованное и хорошо проведенное путе¬шествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинированность, спо¬собствует повышению трудовой активности.
Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки туристов состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), теоретической, технической и конечно тактической. Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создаёт возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте. В подготовке туриста все эти виды объединены в единый педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей. Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки. В данной работе, более тщательно, мы рассмотрим тактическую подготовку туриста и её влияние на результат в соревновательной деятельности.
О тактических действиях написано и сказано много. Поэтому любой тренер хотя бы интуитивно понимает сущность тактики и порой проводит её со своими подопечными. Руководствуясь теми или иными мотивами, но случается это обычно редко. Зачастую, во главу спортивной подготовки ставиться интенсивный процесс создания специальных навыков, необходимых в туризме. И не редко забываются другие стороны подготовки спортсмена, которые влияют на достижение высокого результата. Хотя, при равных условиях соревнования (дефицита времени, переменных погодных условиях и рельефа местности), владея тактической подготовкой, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. По этой причине, выбранная тема нашего исследования является актуальной.
Цель данной работы изучить материал по тактике дополнить его, для использования её в работе при обучении юных туристов, применить на практике и сделать выводы.
Рабочая гипотеза. При постановке задач настоящего исследования предполагалось, что при подготовке туристов применение отработки навыков по тактике ведения соревновательной борьбы, на учебно-тренировочных занятиях будет способствовать достижению более высокому результату в состязаниях по туризму.
Объект исследования. Система подготовки в туризме.
Предмет исследования. Тактическая подготовка туриста и её особенности.
Цель исследования. Дополнить и научно обосновать методику подготовки в туризме на основе изучения материала по тактическим действиям при обучении туристов - спортсменов.
Задачи исследования.
1. Сгруппировать современные виды туризма.
2. Определить современный подход к спортивной подготовке туриста.
3. Проанализировать содержание разделов в туристских соревнованиях.
4. Определить условия применения тактических действий на занятиях по туристской технике преодоления полосы препятствий.
5. Проверить эффективность предложенной методики.

Методы исследования.
• анализ литературных источников;
• педагогическое наблюдение;
• педагогическое тестирование;
• педагогический эксперимент;
• метод педагогического анкетирования;

Практическое значение исследования.
Определенны современные подходы к процессу спортивной подготовки в туризме.
Разработана и экспериментально проверенна, научно обоснованна методика подготовки туристов, значимая для достижения более высокого результата в соревнованиях на основе применения тактических навыков.
Вносит вклад в подготовку преподавателей и тренеров по туризму для проведения занятий со спортсменами.



Глава 1. Обзор литературы.

1.1 Виды туризма.
В наше время различные виды туризма классифицируются [3]:
а) по степени сложности;
б) возрастному признаку;
г) социальному признаку;
д) видам мероприятий;
е) организационным формам;
Плановый туризм в наше время превращается в экономическую индустрию. Желающие покупают путёвки через экскурсионное бюро или многочисленные турагенства для путешествия по России и за рубежом [2]. Способ передвижения при этом может быть:
а) пассивным: поездом, самолётом, лайнером, и т.д.
б) активным: человек в составе группы совершает путешествия пешком, на лыжах, байдарках.
Положительным фактором планового туризма является то, что не надо думать о продуктах, снаряжении, транспорте. Однако у него есть и негативные стороны. Стоимость путёвок, незнакомый коллектив.
Самодеятельный туризм – где группы чаще всего формируются из знакомых людей. Они сами выбирают сроки путешествия и район похода. Походы могут быть как однодневными без ночёвки, так и двух, трёхдневные с ночёвкой в населённых пунктах или в палатках.
Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Для развития этого вида туризма необходимы рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы составляют важнейшую часть природного потенциала региона. Кроме этого, их роль в формировании и развитии современного туризма в регионе постоянно повышается, особенно с эколого-географической точки зрения.
Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно-растительного покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных природных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др., рассматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.
Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:
Туристско-оздоровительный тип
Познавательно-туристский тип
Для каждого типа требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под рекреационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично самоуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления. В состав природных характеристик входят площадь и вместимость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особенности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.
Для первого типа это - климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для второго, кроме вышеперечисленного, – историко-культурный потенциал. В территориальном отношении в Российской Федерации можно выделить несколько основных рекреационных зон. Лесостепные, лесные, горные и приморские зоны имеют возможности для организации как массового отдыха и туризма, так и лечебно-реабилитационный курортный отдых практически круглый год.
Основные виды климато-рекреационной деятельности на приморских курортах - аэротерапия (дыхание морским воздухом, воздушные ванны), талассотерапия (морские купания), гелиотерапия (общие солнечные облучения и специальные их виды), кинезотерапия. Последняя включает в себя прогулки по берегу моря, спортивные игры на берегу, активное плавание, греблю и другие виды водного спорта. Обычны сочетания этих видов рекреационной деятельности. Так, при пребывании на пляже обычно сочетаются аэро-гелио-талассо-кинезовоздействия. Прогулки по берегу - это аэро-кинезо - либо аэро-гелио-кинезовоздействия и т.д. Несмотря на отмеченные многообразие и комплексность рекреации, можно выделить два основных ее вида, по-разному зависящих от климато-погодных условий.
Рекреационные мероприятия первого вида можно назвать пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.
Второй вид - активная рекреация: прогулки, спортивные игры и т.д. От пассивной рекреации активную отличает, во-первых, то, что физическая активность обусловливает повышенную теплопродукцию. Во-вторых, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно используется легкая одежда с уровнем теплозащиты 0,5-1,0 кло, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации. Требования к погоде менее жесткие в сравнении с пассивной рекреацией.
Спортивный туризм разделяется на: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, вело, парусный, автомото, конный и их сочетания [19].
По возрастному признаку - спортивный туризм включает детский, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых, семейный и разновозрастной.
Соревнования являются основной формой развития СОТ, повышающей массовость и управляемость движения и средством отработки туристских навыков походной жизни, в конечном итоге, обеспечивая безопасность туристско-спортивных мероприятий.
Эффективность соревнований обеспечивается проведением полноценного календаря массовых соревнований, как на федеральном, так и на региональном уровне [7].

1.2. Содержание разделов туристских соревнований.
Программа областных летних туристских соревнований школьников включает:
Контрольно-туристский маршрут (КТМ).
Техника пешеходного туризма (ТПТ).

Контрольно-туристский маршрут
Критерии оценки при судействе летнего КТМ во многом схожи с судейством зимнего КТМ, поэтому мы, прежде всего рассмотрим вопросы организации и проведения летних соревнований [5].
Перечень возможных этапов и заданий КТМ
1. Предстартовая проверка.
2. Спуск по склону с самостраховкой по перилам, навешанным ко-мандой.
Длина этапа до 20 м, крутизна не более 40 градусов.
Команда крепит веревку к опоре, указанной судьей на этапе. Вспомогательная веревка крепится либо к ушку узла, либо к кара¬бину, через который закреплена перильная веревка. На конце пе¬рильной (основная 10-12 мм) веревки вяжется контрольный узел. После окончания спуска команда сдергивает веревку.
Участники движутся на самостраховке. Для самостраховки ис¬пользуется схватывающий узел из репшнура диаметром 6 мм, име¬ющий в рабочей части четыре ветви. Петля, схватывающим уз¬лом подключается к карабину грудного перекрестия узлом «двой¬ной проводник» или «стремя».
3. Подъем по склону с самостраховкой по перилам, навешанным
командой.
Длина этапа до 20 м, крутизна до 40 градусов.
Первый участник, двигаясь свободным «лазанием», вщелкивает перильную основную веревку через карабин в промежуточные судейские опоры. Поднявшись, он крепит веревку нужным узлом за опору. Команда организует страховку первому участнику снизу.
Остальные участники движутся на самостраховке. После про¬хождения этапа веревка снимается.
4. Траверс склона по судейским перилам.
Организуется три промежуточных точки опоры. Самостраховка на «усах». Движение первого участника, команды, последнего уча¬стника аналогично траверсу склона на зимних соревнованиях.
5. Переправа с укладкой бревна и наведением перил через реку.
Переправа первого участника по бревну осуществляется с обес¬печением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна либо несколько ниже по течению реки. Кроме того, к уча¬стнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основ¬ная), выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Рас¬стояние между страхующей и сопровождающей веревками не ме¬нее половины ширины реки.
Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться каждая, как минимум, двумя участниками в руках. Выпуск верев¬ки через карабин запрещен. Свободные концы веревок не закреп¬лены, оканчиваются узлом «проводник».
Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, дол¬жны быть развернуты лицом к переправляющемуся туристу по брев¬ну. Участник, переправляющийся со страховкой с берега, и члены команды, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков.
К переправляющемуся участнику страховочная и сопровожда¬ющая веревки подключаются через скользящие карабины в боко¬вую часть страховочного пояса (обвязки). Кроме того, сопровож¬дающую веревку участник может использовать как дополнитель¬ную точку опоры. При этом свободный конец веревки жестко удер¬живается двумя участниками на берегу в руках (подключение его к участнику или опоре запрещается). Переправляющийся набира¬ет на руку необходимый запас веревки и, постепенно выдавая ее, переправляется по бревну, самостоятельно контролируя силу натяжения сопровождающей (опорной) веревки — метод маят¬ника.
Движение по бревну первого участника допускается любым спо¬собом (на ногах, сидя на бревне и т. п.). Он закрепляет веревку на своем берегу, а остальные участники натягивают и закрепляют ее на другом берегу. Из сопровождающей веревки организуется «чел¬нок».
Переправа по бревну остальных участников. Участник прикреп¬ляется к перилам «усом» страховки. «Челнок» подключается к нему скользящим карабином. Свободные концы сопровождающей верев¬ки («челнока») должны быть закреплены на опоре и удерживаться в руках, как минимум, одним человеком. На перилах может нахо¬диться только один участник. Рюкзаки переправляются отдельно.
Последний участник может провести снятие перил с исходной стороны. К последнему участнику предъявляются те же требова¬ния, что и к первому.
6. Навесная переправа.
На этапе навесная переправа участникам предоставляется:
веревка, натянутая между двумя деревьями или иными крепежами
карабины из расчёта по одному на каждого участника и три карабина на страховку
страховочная верёвка из расчёта двух длин переправы
Участники заранее должны разделить обязанности кто, что делает на определённом этапе. Первым, что нужно сделать закрепить один конец страховочной верёвки за дерево (простая удавка или карабинная) и завязать на другом конце проводник-восьмёрку. После этого участник, который должен идти первым предварительно пристегнув страховку, начинает вшёлкивать карабин, который встёгивается в обвязку, за основную верёвку. Движение он начинает лишь после команды “Страховка готова” которая отдаётся участником стоящем на страховке лишь, после того как он возьмет страховочную верёвку в руки (на которые одеты рукавицы). После того как участник переправится на противоположный берег он должен организовать страховку тоже, закрепив верёвку за дерево. После этого участники оставшиеся на том берегу вяжут посередине верёвки проводник-восьмерку, за который в дальнейшем идёт страховка участников. Переправа участников совершается в том же порядке сначала пристёгивается страховка, потом основная верёвка. После того как участник переправился на другой берег он отправляет серединный узел вместе с карабином по основной верёвке на тот берег, теперь осталось лишь сказать, что последний участник снимает страховку с дерева пристёгивая её к себе. Этап считается пройденным после переправы последнего участника и сдачи судейского снаряжения.
Штрафы:
Неправильно завязан узел
Потеря самостраховки
Потеря снаряжения
Двое на верёвке
Не завинчена муфта карабина
Падение

Длина до 20 м. Перила натянуты судьями. «Челнок» — команд¬ный. Рюкзаки переправляются отдельно.
Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или в блокировку «страховочный пояс - беседка». Не разрешается дви¬жение на карабине, замыкающем страховочную систему.
Участник должен встать на самостраховку на судейскую страхо¬вочную веревку с помощью судейского «уса» самостраховки и под¬ключить к себе сопровождающую веревку («челнок») (для подклю¬чения допускается использование любого несущего элемента стра¬ховочной системы, расположенной на передней части туловища).
Далее следует подключиться к перилам (в момент подключения участника к перилам и во время движения по переправе до снятия с перил сопровождающую веревку (челнок) должен удерживать в руках, как минимум, один участник в рукавицах). Свободный ко¬нец сопровождающей веревки закреплен на опоре. Порядок отсте¬гивания от перил обратный.
Навесная переправа может быть нагружена только одним учас¬тником. После прохождения этапа «челнок» снимается.
7. Переправа через водную преграду на плавсредствах.
Длина переправы до 20 м.
Команда переправляется на судейских плавсредствах (камера, плот, байдарка) с помощью перильной веревки, вдоль которой челночно транспортируется плавсредство.
Команда переправляется по одному (камера) или по два чело¬века (байдарка, плот). Плавсредство и участники страхуются за перильную веревку. Перила судейские. Организация челнока ко¬мандная. Сопровождающая веревка (челнок) подключена к сколь¬зящему по перилам карабину самостраховки плавсредства.
8. Поляна заданий.
Определение высоты объекта.
Определение расстояния до недоступного предмета.
Определение азимута на предмету предмета по азимуту.
Задание по топографии:
топографические знаки;
определение по топокарте азимута.
9. Ориентирование (обозначенный маршрут).
10. Топосъемка местности.
Участники делают топографическую съемку линейного ориен¬тира (дороги, границы леса), проходя через 4—5 судейских ориен¬тиров (КП). Съемка проводится в масштабе, указанном судьями.
Состав аптечки (минимум):
Перевязочный материал, лейкопластырь, жаропонижающие, сердеч¬но-сосудистые (валидол, нитроглицерин), обеззараживающие средства (йод, марганцовка и др.), средства от желудочно-кишечных заболеваний, противовоспалительные средства (сульфиды, антибиотики), жгут рези-новый, вазелин, обезболивающие (анальгин).

Список минимального снаряжения для ТПТ.
Основная веревка (10 мм) 40 м — 2 штуки.
Вспомогательная веревка (8 — 6 мм) — 1 штука.
Рюкзак — 1 штука.
Компас — 2 штуки.
Часы — 2 штуки.
Медаптечка — 1 штука.
Коврик или спальный мешок — 1 штука.
Ремнабора — 1 штука.
Емкость для воды не менее 1 л — 1 штука.
Личное снаряжение: штормовка (куртка), личная страховочная сис¬тема, накидка от дождя, обувь без металлических шипов, петля для
самостраховки на вертикальных перилах (диаметр 6 мм, длина 2 м), веревка для блокировки страховочной системы и «усов» (диаметр 10 мм, длина 2,5 м), брезентовые рукавицы, 3 карабина с муфтами, головной убор.

Техника пешеходного туризма
Соревнования по ТПТ заключаются в прохождении дистанции с преодолением участков пересеченной местности и выполнением технических приемов и специальных заданий.
Состав команды 6 человек (не менее двух девушек). Команда должна пройти дистанцию за минимальное время, имея спецсна¬ряжение для выполнения технических приемов и заданий. Протя¬женность дистанции до 1000 м, перепад высот -40м., количество этапов -8.

Этапы ТПТ:
1.Снятие палатки.
Участники снимают заранее установленную палатку на 10 колышках, укладывают её вместе с колышками в рюкзак и транспортируют по дистанции. Стойки оставляются на старте. Судьи за сохранность стоек ответственность не несут.
2.Навесная переправа
Длина -23м, границы опасной зоны – контрольные линии.
Участники переправляются по судейским перилам на самостраховке, организуя сопровождение каждого участника своей веревкой. Рюкзак переправляется отдельно. Свободный конец сопровождающей веревки закреплён на опоре. Допускается крепить его на участнике, стоящем на самостраховке.
Порядок пристёгивания к веревке:
а) встать на самостраховку;
б) подключить сопровождающую веревку;
в) подключиться к перилам (грузовая верёвка).
Порядок отстёжки - обратный.
3.Подъём – бревно – параллельная переправа
Подъём – 8м, крутизна до 50 градусов, граница опасной зоны в начале этапа – контрольная линия, окончание – в опасной зоне (переход по подводящим судейским перилам без потери самостраховки на этап “ бревно”). Длина подводящих перил – 4м, 1 перестёжка.
Бревно – 6м, расстояние между опорами – 6,5м, окончание этапа в опасной зоне (переход без потери самостраховки на этап “параллельная переправа”).
Параллельная переправа – 8м, окончание этапа – контрольная линия.
Этап “подъём” участники преодолевают на самостраховке, используя схватывающий узел.
При прохождении связки “бревно – параллельная переправа” команда организует сопровождение каждого участника своей верёвкой.
На опоре между этапами “бревно” и “параллельная переправа” висит судейская петля для прощёлкивания сопровождающей верёвки и судейская петля для самостраховки. Организация сопровождения аналогична этапу “навесная переправа”.
Рюкзак допускается переправлять на участнике.
На прохождение блока этапов (№1,2,3) вводится контрольное время (КВ), которое будет сообщено на заседании ГСК с представителями команд.
4.Траверс – спуск
Траверс -22м, количество пролётов – 3. крутизна склона – 15-20 градусов. Граница опасной зоны в начале этапа – контрольная линия, окончание этапа - в опасной зоне (переход без потери самостраховки на этап ”спуск”).
Спуск – 16м, количество пролётов -3. крутизна – до 40 пр. Начало этапа в опасной зоне, граница окончания этапа – контрольная линия. Участники преодолевают этап на самостраховке, используя схватывающий узел. Участник движется по перилам в рукавицах.
5.Параллельная переправа
Длина этапа – 20,5м, граница опасной зоны – контрольная линия.
Участники преодолевают этап на самостраховке с организацией сопровождения каждого участника. Рюкзак переправляется отдельно. Организация сопровождения аналогична этапу “навесная переправа”.
6.Подъём с самонаведением
Длина этапа – 18м, крутизна склона – до 50 градусов, границы опасной зоны – контрольная линия.
Команда сама организует, командные перила и преодолевает этап на самостраховке или на командной страховке. Первый участник преодолевает подъём свободным лазаньем на нижней командной страховке. Промежуточный крюк -1, наверху висит судейская петля для самостраховки и организации командной страховки (для желающих) допускается крепление к опоре не более 2-х командных перил.
7.Спуск
Длина – 18м, крутизна до 45г., границы опасной зоны – контрольные линии. Участники проходят этап на самостраховке, используя схватывающий узел.
Участник движется по перилам в рукавицах.
8. Установка палатки.
В нашей работе далее мы будем рассматривать прохождения этапа ТПТ.

1.3Основные стороны подготовки в спортивном туризме.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств[17]. Особое внимание этой главе работы должно быть уделено в подготовке юных туристов. Высокие морально-волевые качества, общественная активность, постоянный труд на благо Родины, вот основные качества, которые всегда отличали российских туристов. Всю работу по воспитанию подростков и юношей проводят учитель, тренер в тесном содружестве с родителями, педагогическим коллективом и общественными организациями. Важнейшую роль в воспитания моральных качеств всегда играет коллектив (секция, группа или команда), а также коллектив класса, где учится школьник. Поэтому большое значение в работе учителя и тренера имеет создание дружного коллектива. В коллективе спортсменов очень важно создать высокий моральный климат, наладить дружеские отношения, накопить хорошие традиции. В этом случае воспитывающее влияния коллектива будет особенно действенным. У юных спортсменов необходимо воспитывать чувство долга перед командой, школой, классом, коллективом стремление ставить общественные интересы выше своих личных [17]. Очень важно, чтобы каждый юный турист всегда был готов поддержать товарища, прийти на выручку в трудную минуту во время тренировок или соревнований и, конечно, в повседневной жизни. Трудные условия тренировок, туристских походов хорошо создают такие ситуации, когда поддержка товарищей совершенна необходима. Такие ситуации еще больше сближают юных туристов, укрепляют коллектив,
Вместе с тем личный пример тренера-учителя, его высокие моральные качества - требовательность, честность, справедливостью настойчивость, твердость характера и принципиальность, любовь к своей работе, спортивный опыт и педагогическое мастерство - создают учителю или тренеру высокий авторитет и уважение школьников. Все это в значительной мере способствует достижению отличных результатов в воспитательной работе с юными туристами. Тренер использует самые разнообразные методы (убеждение, принуждение, поощрение т.д.) и ряд специальных методов, применяемых непосредственно во время тренировочных занятий для воспитания волевых качеств. Это постепенное повы¬шение трудностей (заданий), соревновательный метод, метод нагрузок «до отказа» и др. Очень важно постоянно оказывать на учащихся воспитывающее воздействие с применением различных Методов как во время учебной работы и тренировки, так и вне за¬нятий спортом, в повседневной жизни.
Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патрио¬тическим воспитанием и психологической подготовкой туристов. Чувство патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж школы, класса, города являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на больших соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитание настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.
Дисциплинированность - одно из важнейших качеств, воспитанию, которого придают важное значение в работе с подростка¬ми и юношами [12]. При создании школьной секции или учебно-тренировочной группы в ДЮСШ необходимо сразу ознакомить школьников с основными требованиями и правилами поведения на занятиях и в коллективе. Очень важно с первого момента об¬щения с учащимися постоянно требовать их соблюдения. Точное соблюдение времени начала занятий, четкая их организация, вы¬сокая требовательность тренера к ученикам и к себе на протяже¬нии всего времени тренировки и вне занятий - основа высокой дисциплины в группе. Для воспитания дисциплинированности кроме убеждения, разъяснения и других методов очень важен по¬стоянный контроль за поведением школьников на уроках, в школе, на отдыхе и дома. Тренеру ДЮСШ совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных туристов и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник. Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методу наказания. Здесь очень важен индивидуальный подход к юным туристам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание - удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины.
Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впро¬чем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений успеваемости в учёбе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода. Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае, личный пример играет очень важную роль.
Воспитание правильного отношения к труду и общественным обязанностям является одной из важнейших задач, которая должна решаться в процессе многолетней подготовки спортсмена. Использование трудовых процессов в тренировке (с целью повышения физической подготовки) является одним из методов решения этой задачи. Соединение обучения и тренировки с участием во всех видах общественно полезного труда позволяет решать одну из основных задач - воспитание трудолюбия. Занятия спортивным туризмом само по себе способствует развитию трудолюбия, но в процессе воспитания, обучения и тренировок этому необходимо уделять самое пристальное внимание. Это качество еще играет очень важную роль в любой трудовой деятельности на благо нашей страны. Общественно полезный труд, выполняемый всем коллективом (классом, группой), - субботники по озеленению расчистке и подготовке туристских трасс и т.п. - одно из важнейшим средств воспитания этого важного качества. Главное при организации таких мероприятий, чтобы юные спортсмены знали цель своей работы и видели результаты своего труда.
На занятиях спортивным туризмом юные спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера - низкими температурами, сложным рельефом, большими по объему и интенсивности нагрузками и др. Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств. Во время тренировок и соревнований туристу необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Это, прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах и др.
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным спортсменам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные. Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды, преодоление чувства страха [3].
Юным туристам необходимо постоянно преодолевать эти трудности, что и способствует воспитанию волевых качеств. Для того чтобы туристы могли во время соревнований успешно пре¬одолевать перечисленные трудности, тренер должен уже в ходе (тренировочных занятий ставить спортсменов в условия, максимально приближенные к соревновательным, - тренировки прохо¬дят при любой погоде, трассы постепенно усложняются, повышается интен¬сивность нагрузки в конце занятия и т.д. Несмотря на некоторую однообразность средств и монотонность циклической работы при передвижении осенью и зимой, обязательным условием воспитания волевых качеств является полное выполнение заданий, запланиро¬ванных тренером. В зависимости от психологических особенностей каждого туриста с целью воспитания волевых качеств, следует практиковать индивидуальное или, наоборот, групповое выполне¬ние двигательных упражнений. С тем, кто не обладает достаточным упорством и настойчивостью, целесообразно проводить занятие групповым методом. Совместное выполнение заданий с сильным спортсменом позволит выполнить больший объем движений.
Однако, планируя задания на воспитание указанных волевых качеств, необходимо предусмотреть постепенное усложнение трудностей, особенно при занятиях с подростками и юношами. Вместе с тем необходимо ставить цели, достижение которых по¬требует от учащегося максимальной мобилизации всех его сил, только в этом случае волевые качества получат достаточное раз¬витие. Порой в ходе тренировки необходимо планировать пре¬одоление трудностей больших, чем те, с которыми туристы мо¬гут столкнуться на соревнованиях. С этой целью можно прово¬дить тренировки с высокой интенсивностью, при сокращенных интервалах отдыха между прохождением отрезков, с постепенным усложнением рельефа и т.д.
В подготовке юношей надо особенно обратить внимание на соблюдение принципа постепенности и обеспечение безопасности, с тем, чтобы не допустить перегрузок и травм.
В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий. С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели. Приме¬ром таких заданий могут служить: соревнования в выполнении упражнений «до отказа», типа «кто больше подтянется на перекладине (отожмется в упоре лежа)», «кто быстрее преодолеет отрезок или выполнит большее число повторений» и т.п.
Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объёма тренировок при меньшей психологической перегрузке. В то время участие в соревнованиях на различные дистанции являете одним из самых важных средств развития волевых качеств при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки. Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением. Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели. Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается.
Смелость, решительность и уверенность в своих силах -важнейшие качества, которые необходимы туристу при преодоления различных трасс во время тренировок. Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции спортивного туризма. Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции. Это осуществляется в процессе всех тренировок туристской подготовке и другим видам спорта. Основное значение при воспитании смелости, решительности и уверенности в свом силах имеет постепенное усложнение упражнений и заданий, повышение требований к условиям их выполнения: удлинение прохождения туристских трасс. Задание для каждого ученик должно быть индивидуальным - трудным, но выполнимым. В этом плане большое значение имеют изучение тренером своих учеников, правильная оценка их возможностей. Каждое из заданий должна быть таким по сложности, чтобы школьники могли его выполните при полной мобилизации своих умений, сил и возможностей.
Для достижения высоких результатов в спортивном туризме совершенно необходимо научить школьников правильно оценивать свои силы, возможности и действия, что способствует уверенному выполнению самых различных по сложности заданий. Волевые качества туриста тесно связаны с его технической подготовкой и уровнем развития и проявления физических качеств в различных ситуациях тренировки и соревнований.
Чувство неуверенности, возникающее на трассе, сковывает движения, вызывает излишнее напряжение, отрицательно сказывается на различных характеристиках техники, на работоспособности и в конечном итоге на результатах соревнований. Неуверенность сказывается не только на технике преодоления трасс (где мо¬жет привести к падениям и тяжелым травмам), но и на уровне проявления физических качеств. Появляется общая скованность, а в итоге снижается скорость передвижения и результаты. Наоборот, точная оценка своих сил, сопоставленная с реальной целью, создает уверенность в своих возможностях, поднимает эмоциональное состояние и да¬же вызывает дополнительный прилив сил, что позволяет туристу даже превысить планируемый результат. В состоянии эмоцио¬нального подъема, вызванного уверенностью в своих силах, все движения выполняются легко, свободно и точно - все это способ-ствует выполнению передвижения по трассе с высокой техникой. Неуверенность в себе снижает и общую работоспособность. Турист при многочасовой тренировке, постоян¬но думающий об утомлении, «прислушивающийся» к себе, к пер¬вым признакам усталости, переживающий эти симптомы, не может рассчитывать на высокую работоспособность и хороший резуль¬тат. Наоборот, волевой спортсмен, не думающий об нарастающем утомлении, настроенный на борьбу с усталостью и противником, увлеченный соревнованием, всегда будет иметь преимущество, у него больше шансов добиться высокого результата. Психологиче¬ский настрой на борьбу, специальная предстартовая подготовка к соревнованиям приобретают важное значение и будут способст¬вовать достижению высокого результата.
Различный уровень воспитания физических и волевых качеств в целом, индивидуальные и возрастные особенности накладывают свой отпечаток и на проявление уверенности в своих силах. Чаще всего склонны переоценивать свои силы и возможности подростки и юноши, они порой готовы взяться за выполнение более сложного задания, которое может быть пока им и не по силам. В таких слу¬чаях учителям и тренерам необходимо быть очень внимательны¬ми - не спешить с быстрым увеличением сложности заданий и уп¬ражнений. В спортивном туризме следует особенно внимательно отно¬ситься к увеличению трудностей при освоении спусков, переправ, подъёмов и других препятствий очень важно соблюдать принцип постепенности и обеспечивать безопас¬ность школьников. Девушки, наоборот, чаще всего недооценивают свои возможности в технике и в физической подготовленности.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике на различных этапах туризма, а также в смежных циклических дисциплинах. Знания по тактике туристы получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших туристов, просмотре кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы. Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая подготовка - это практическое овладение тактикой в спортивном туризме путем, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших туристов, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непо¬средственная тактическая подготовка к определенным соревнова¬ниям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изме¬нение трассы в ходе соревнований с учетом стартового номера, подготовке этапов туристской эстафеты и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, пер¬спектив противника и своих возможностей. По окончании соревно¬ваний необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.
Тактическое мастерство туриста базируется на большом за¬пасе знаний, умений и навыков, а также его физической, техниче¬ской, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.
Овладение тактикой передвижения и применение её в зависи¬мости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке туриста. В настоящее время у сильнейших туристов в связи с высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной под¬готовки, а также потому, что трассы современных туристских эстафет подготавливаются очень тщательно. Туристы стали применять способы преодоления препятствий, обеспечивающих в пер¬вую очередь высокую скорость их прохождения.
Выбор способа преодоления препятствия во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей туриста - силы мышц его верхних конечностей и туловища [7]. Скорость передвижения по полосе препятствий во многом зависит и от микрорельефа трассы. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.
Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся. При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным туристом, хорошо владеющим навыком преодоления конкретного этапа эстафеты и умеющим его применять. В этом случае ведомый турист копирует лидера во время преодоления препятствия. В дальнейшем условия изучения тактики усложняются.
Прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функцио¬нальные возможности туриста применительно к данному такти¬ческому приему. Не следует ставить задачу обязатель¬ной победы на всех соревнованиях. Нецелесообразно также посто¬янно встречаться со всеми своими основными соперниками. Обычно выделяют 1-2 старта (на отборочных соревнованиях), когда важно добиться победы или показать высокий результат. На остальных соревнованиях проверяют свою подготовку, раз¬личные варианты тактики. Общее количество стартов и особенно перед основными соревнованиями зависит от возраста и квали¬фикации туриста. Естественно, с началом периода основных со¬ревнований ставится задача - показать высокий результат или добиться победы на каждом из них. Обязательным условием роста тактического мастерства является анализ прошедших соревнова¬ний. Нужно оценить эффективность применяемой тактики и сде¬лать выводы на будущее.
При обучении юношей тактике туризма на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:
а) Научить школьников правильному выбору способов пере¬движения по туристской трассе в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.
б) Воспитать у учащихся чувство коллективизма
Обучить школьников умению выбирать и поддерживать
скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.
Научить юных туристов простейшим приемам борьбы на
дистанции при непосредственной близости противника.
Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальный занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы
В результате проделанной работы мы сделали вывод, что успешное выступление в соревнованиях по спортивному туризму неразлучно связанно с применением тактических приёмов, их совершенствование в зависимости от изменения условий (рельефа, погодных условий, состава команд, а так же имеющегося в распоряжении оборудования). Обучение спортсменов нужно поставить таким образом, что бы они обдуманно применяли изученное на практике и инее использовали шаблоны, данные тренером, так как тренера рядом (при прохождении дистанции) нет и помочь в изменившейся ситуации будет некому.
Эксперимент показал, что спортсмены, логически применяющие тактические действия, даже уступая сопернику в физических данных, с лучшим результатом обходят тактически менее сильную команду.
Поэтому в обучении спортсменов – туристов необходимо больше времени уделять тактике, так как, владея тактической подготовкой, турист – спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовку и волевые качества, все свои знания и опыт для победы.
Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: расторгуев
Просмотров: 456 | Загрузок: 95 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Геннадий Викторович, для какого мероприятия предназначен ваш материал? Если вы разместили ваш материал на Конференцию по интерактивным технологиям, то разместили не совсем верно, т.к. статьи размещаются в
каталоге статей в соответствующем разделе. Перенесите ваш материал в 
раздел статей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]