Понедельник, 05.12.2016, 15:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

Методическая разработка заседания секции научного общества ботаников НОО "БиоТОП"
[ Скачать с сервера (22.4Kb) ] 10.02.2013, 16:38
Методическая разработка заседания секции научного общества ботаников НОО «БиоТОП».
Тема: «Сохранение естественного фитоценоза и содержащегося
в нём генетического материала»
Березина Н.Н., педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Старооскольского городского округа
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм развития экологической культуры является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Исследовательская деятельность в секции НОО основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект — движущая форма построения межличностного взаимодействия исследователя и руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Обучение становится продуктивным, так как в результате получается реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (обучающегося). Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности. Выполнения исследовательских проектов базируется не только на оценке внешнего результата (итоговой работы), но и внутреннего - развития исследовательской позиции, универсальных умений.
Форма проведения: круглый стол.
Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
При проведении «круглого стола» у обучающихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Цель: формирование представления обучающихся об одной из основных экологических проблем - сохранении естественного фитоценоза и содержащегося в нём генетического материала.
Задачи:
- раскрыть сущность экологической проблемы;
- показать ценность биологического разнообразия в экосистеме;
- сформировать у обучающихся убеждённость, в том, что решение экологических проблем может быть осуществлено благодаря комплексному подходу;
- обозначить пути решения экологической проблемы.
Возраст учащихся: 13-14 лет
Методы и приемы: дискуссия, вопрос-ответ, проблемно-эврестический, презентация результатов исследовательской работы, ролевая игра, метод «лабиринта».
Оборудование и материалы: презентация "Растительность меловых отложений", фотографии редких растений исследованного фитоценоза, бейджики с надписями – «Генетик», «Историк», «Ботаник», «Эколог», «Медик», плакат с темой и вопросами, плакат с законами «круглого стола»;
Методические советы на подготовительный период.
В процессе подготовки к проведению «круглого стола» необходимо:
- определить тему дискуссии;
- сформулировать вопросы дискуссии в соответствии с темой;
- определить экспертную группу;
- определить участников дискуссии;
- обучающиеся выбирают роли, исходя из своей позиции по отношению к проблеме, подготавливают тезисы выступлений. Педагог при необходимости помогает учащимся дополнить их для более целостного освещения вопроса.
- подготовить презентация "Растительность меловых отложений";
- подготовить фотографии редких растений исследованного фитоценоза;
- подготовить бейджики с надписями – «Генетик», «Историк», «Ботаник», «Эколог», «Медик»;
- подготовить плакат с темой и вопросами;
- подготовить плакат с законами «круглого стола».

План проведения заседания:
I.Оргмомент.
II. Вступительная часть:
Выступление руководителя секции "Экологическая проблема сохранения видового разнообразия растений".
III. Основная часть:
1. Доклад "Растительность меловых обнажений".
2. Дискуссия "Уникальность данного сообщества".
3. Обоснование проблемы "Сохранение естественного фитоценоза и содержащегося в нём генетического материала".
6. Рекомендации по сохранению данного фитоценоза.
IY. Подведение итогов.
Y.

Ход проведения:
I.Оргмомент.
Председатель секции ботаников НОО «БиоТОП»:
Сегодня мы открываем очередное заседание секции ботаников научного общества БиоТОП. Тема заседания: «Сохранение естественного фитоценоза и содержащегося в нём генетического материала», форма проведения- круглый стол.
Итак, давайте ознакомимся с законами «круглого стола»:
«В дискуссии – все равны»;
«Пришел н – не молчи»;
«Каждый имеет право на свою точку зрения»;
«Любая точка зрения имеет право на существование»;
«Говори кратко и лаконично о многом»;
« Умей слушать другого и услышать его»;
«Хочешь что-то спросить, что-то дополнительно сказать подними руку»;
«Отвергаешь – предлагай, предлагаешь – делай».
II. Вступительная часть:
Руководитель секции: Мы собрались, чтобы обсудить проблему, возникшую в результате интенсивного использования человеком земельных, лесных и др. природных ресурсов. В настоящее время возникла необходимость
сохранения видового разнообразия растений. Исчезновение каждого вида растений с лица Земли рассматривается, как катастрофическая, невосполнимая потеря для человечества. Гибель даже одного вида пород дает порой такие сильные, тревожные последствия, которые могут сработать, как мина замедленного действия - неожиданно и разрушительно.
Природно-территориальный комплекс Белгородской области обладает рядом индивидуальных черт, придающих ему неповторимый и даже экзотический вид. Ландшафт нашего региона представлен реликтовыми группировкам, которые уцелели в немногих урочищах. Сохранение генофонда флоры каждого региона является первоочередной охранной задачей, решение которой посильное участие должны принимать не только учёные, государственные и общественные организации, но и каждый сознательный человек. Исследовательская работа нашей секции может внести определённый вклад в решение проблемы видового разнообразия растений. Вы знаете , что мы работали над экологическим проектом «Растительность меловых обнажений» в течении 3-х лет. Сейчас выступит (Ф.И. члена секции ботаников ) с докладом по данной теме.
1. Член секции ботаников НОО. Доклад в сопровождении презентации «Растительность меловых обнажений» (приложение ).
2. Дискуссия.
Руководитель секции: Итак. Мы проделали большой объем работы. В чем же, по вашему мнению, состоит уникальность данного сообщества?
Ответы обучающихся:
1. Во-первых, территория этого урочища представлена эндемичными
условиями, т.е. меловыми.
2. Особенностью данной флоры является наличие в ней видов, из
которых складываются такие специфические сообщества, как «Тимьянники», «Сниженные Альпы», участки степной растительности.
3. Обнаружено 9 редких видов растений, занесённых в Красную книгу подлежащих охране.
Руководитель секции. Используя собранный материал, предлагаю вам обсудить проблему сохранения естественного фитоценоза и содержащегося в нём генетического материала.
Давайте обсудим, сложившуюся ситуацию и выскажем свои предложения.

Ботаник.
За последние несколько лет в красную книгу нашей страны включены данные о 608 видах сосудистых растений. Прогнозы учёных говорят о том, что к середине двадцать первого века может исчезнуть половина видов. Поэтому возник вопрос о создании Красной книги растений Белгородской области. Первоначальные списки Красно книжных растений включали более 211 видов (15,2% от общего списка всей Белгородчины). Этот список "Включил виды 36 семействам из 211 видов, 31 вид числится уже в Красной книге Российской Федерации (14,69% от нашего списка). Дополнительно в Красную книгу растений Р.Ф. учёными предложено 48 видов из 20 семейств, естественно они должны занять место и в нашей областной Красной книге. В большинстве виды, рекомендуемые в Красную книгу, произрастают в эндемичных условиях, в частности на меловых обнажениях.
Эколог.
Живое вещество биосферы - посредник между Солнцем и планетой: оно улавливает солнечную энергию. Эту работу совершают фотосинтезирующие зелёные растения.
Из общего учётного числа видов организмов 79% составляют животные, лишь 21% видов — растения, но и биомасса менее -1%-биомассы Земли. Растения, выполняют, важнейшую роль перерабатывают в потенциальную энергию урожая столько солнечной энергии, сколько могли бы дать за тот же срок 200 самых мощных современных электростанций. Каждый год растения планеты усваивают примерно 150 млрд. тонн углерода и выдают в атмосферу свыше 25 млрд. тонн кислорода. Все химические заводы могли бы выработать такое количество продукции примерно за 100 лет. Все иные живые существа - бактерии, грибы, животные - зависят от растения, потребляя созданные им вещества. Поэтому так опасна гибель даже одного -единственного вида растения. Гибель одного вида растения означает угрозу существованию 10 и более (до 30) видов живых существ. Чем сложнее экосистема, чем богаче и многокрасочнее проявляется в ней жизнь, тем она устойчивее.
С возникновением человеческой цивилизации, появился новый фактор на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы. Особенно в последнее время.
Генетик.
Да, палитра жизни теряет сегодня, может быть, лучшие свои краски. Любая экологическая проблема в основании имеет наследственность. Мир растений - хранилище колоссальных генетических ресурсов, ещё недостаточно освоенных человеком. Каждый биологический вид - это этап в эволюционном развитии жизни на Земле и одновременно носитель уникальных наследственных генных структур (генофонда). Генофонд - это, если говорить просто, фонд генов - мельчайших носителей наследственной информации. Охрана генофонда необходима по хозяйственным, научным, этическим и эстетическим мотивам. Каждый биологический вид неповторим. Трудно, а иногда и нельзя предвидеть все возможности использования в будущем данного организма.
Историк.
Ботаниками давно замечено приуроченность хорошо сохранившихся группировок «сниженных Альп» в Поосколье, как и в других местах мелового юга средне - русской возвышенности, к коврижкам. Название урочища происходит от слова коврига, каравай, цельный ржаной хлеб.
Это невысокие, полностью не отделившиеся от речного или валочного склона меловые останцы правильной округлой формы. По своим очертаниям коврижки действительно напоминают огромные ковриги хлеба. Вследствие небольшой площади и крутизны склонов коврижки не распахиваются, и не подвергаются умеренному выпасу скота, что способствует к сохранности на них реликтовых группировок.
Медик.
Мы обсудили важные сведения о ценности видового богатства биосферы. Однако хотелось бы обратить ваше внимание к роли растений для формирования здоровья.
Свидётельством того, насколько тесно связан человек с миром растений, является их йонизирующая гигиеническая роль, которая выражается в способности большинства из них изменять ионный режим воздуха в сторону, благоприятную для организма человека. Вдыхание отрицательного ионизированного воздуха способствует повышению активности дыхательных ферментов, стимулирует деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и кроветворной систем, усиливает биотоки мозга, повышает содержание кислорода в крови, снижает в организме уровень сахара и фосфора, улучшает самочувствие и настроение, снимает головную боль и усталость. Контакты с растительным миром оказывают благотворное воздействие на психику людей, особенно жителей городов. С пребыванием человека среди растений связан, и благотворит психофизиологический эффект, вызванный зелёным цветом. Созерцание растительности способствует снижению внутриглазного давления, меньше утомляет зрение. Ландшафтотерапии в медицинской практике уделяется всё больше внимания.
Нельзя недооценивать, санитарно-гигиеническую роль растительности, способствующей обеспечению экологически благоприятной среды обитания человека и имеющих преимущественно здравоохранительное направление.
Таким образом, растительные ценозы обладают исключительными условиями для восстановления и поддержания здоровья, трудоспособности и долголетия человека.

3.Обоснование проблемы.
Руководитель секции: Рассмотрев проблему сохранения естественного фитоценоза и содержащегося в нём генетического материала с точки зрения специалистов разных областей науки, пришли к выводу об уникальности данного фитоценоза и необходимости его сохранения.
6. Рекомендации по сохранению.
Член секции ботаников НОО:
1. Пропагандировать идею уникальности всего сообщества и необходимости сохранения большинства видов.
2. Организовать службу слежения за состоянием локальных популяций редких и исчезающих растений.
3. Создать постоянный заказник и отнести его к заповедной зоне урочища Горняшка.
В настоящее время работа завершена и в региональном отделении комитета природных ресурсов, в Администрации города рассматривается вопрос по организации на данном участке ботанического заказника площадью 45 га, который будет использован для проведения занятий по ботанике, природоведению, экологии.
Был проведен мониторинг исследуемой территории.
7. Подведение итогов.

Перед началом мероприятия подготавливают помещение –ставят столы, чтобырасположение участников «круглого стола» были лицом друг к другу.

Используемая литература:
1. Нагибина М.П. К изучению растительности Курской губ. // Курский край. Вып. 2. Курск: «Советская деревня», 1926. С. 63-82.
2. Покровская В.М. Описание растительности Ямской степи // Тр. Центр.-Чернозёмн. гос. заповедника. Вып. 1. М., 1940. С. 369-407.
3. Присный АВ. практические работы школьника по экологии /часть 3/. Природные условия и экологические проблемы Белгородской области и земли Северный Рейн-Вестфалия. изд. БТУ, 1999,-113с.
4. Присный АВ. Красная книга Белгородской области и земли Северный Рейн-Вестфалия - Издательство БГУ, 1999,52с

Приложение
ДОКЛАД «РАСТИТЕЛЬНОСТЬ МЕЛОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ.»
Две проблемы волнуют сейчас человечество: угроза ядерной войны и экологическая катастрофа. Понятие экологической катастрофы включает в себя не только загрязнение и нерациональное использование воды, земли, воздуха, но и нарушение биологической составляющей экосистемы, в частности уменьшение генофонда планеты – прямое и косвенное уничтожение видов животных и растений. Особое беспокойство ученых вызывает то, что исчезновение видов идет нарастающими, подобно лавине. В последние 300 лет виды стали исчезать значительно быстрее, чем идут естественные эволюционные процессы. Единственной причиной гибели многих видов стала деятельность человека: прямое преследование или косвенное влияние. Прогнозы ученых говорят о том, что к середине ХХI века может исчезнуть половина видов.
Старооскольский край принадлежит к северным районам Белгородской области. Площадь его не имеет довольно резких очертаний, наибольшая протяженность составляет 65 км.
Травянистая растительность сохранилась в естественном состоянии в очень немногих местах. Это главным образом склоны речных долин. Склоны и днища балок и оврагов.

Предметом исследования стала растительность меловых обнажений, находящихся в урочище Горняшка города Старый Оскол Белгородской области.
Для выявления новых уникальных участков растительного покрова, которые служат убежищем для нескольких или многих редких, ценных и исчезающих видов, были проведены исследования на меловых обнажениях в районе урочища Горняшка города Старый Оскол.
Меловые обнажения в урочище Горняшка находятся в северо-западной части города Старый Оскол. Бугор имеет выпуклую форму, протяженность которого составляет 1.5 км в направлении от северо-востока к юго-западу. Ширина его в разных местах колеблется от 0.3 до 0.4 км.
Для выявления новых уникальных участков растительного покрова, которые служат убежищем для нескольких или многих редких, ценных и исчезающих видов, были проведены исследования на меловых обнажениях в районе урочища Горняшка города Старый Оскол.
Целью исследования явилось изучение растительности меловых обнажений. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить видовой состав растительности.
2. Провести геоботанические исследования меловой флоры.
3. Определить критерии природоохранной ценности сообщества.
Актуальность данной исследовательской работы заключается в изучении растительности меловых обнажений для выявления реликтового сообщества. Белгородская область входит в число областей РФ, находящихся в зоне экологической напряженности. Одной из причин этого является повсеместное и интенсивное вторжение человека в окружающую среду. При этом особенно страдает растительный покров, что совершенно недопустимо, учитывая значение растений в нашей жизни.
При этом следует отметить, что растительность области чрезвычайно интенсивна в научном плане, так как наряду с зональными типами растительности и типичными интразональными, области располагает уникальными реликтовыми сообществами, сохранившимися с доледниковых времен и пришедшими с ледником из других зон. Таким образом, проблемой исследования явилось изучение степени антропогенного воздействия на растительность меловых обнажений, находящихся на территории Старооскольского района Белгородской области, и определение критериев их природоохранной ценности. Гипотеза исследования заключается в том, что введение контроля за антропогенным воздействием на растительность меловых обнажений будет способствовать сохранению реликтовых сообществ.
Исследование проведено в ходе летних детских экологических экспедиций и в процессе индивидуальной работы с обучающимися в течение 4-х лет.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. исследование меловых обнажений маршрутным способом;
2. геоботанические исследования растительности меловых обнажений по известным методикам, описанным А.П.Ворониным, П.Д.Ярошенко.
3. описание почвенного разреза меловых обнажений в районе урочища Горняшка.
По результатам исследования было выявлено, что данный фитоценоз богат по видовому разнообразию: выявлено 74 вида растений, из них 8 видов находятся под охраной:
1. Гиацинтик беловатый – Hyacynthella leucophaea Schur.
2. Триния многостебельчатая -TriniamulticauIisSchischk
3. Первоцвет весенний - Primula veris
4. Ковыль перистый - Stipapennata
5. Ковыль Тьфса - Stipa capillata
6. Незабудка украинская - Myosotis ucrainica Czem
7. Оносма донская -OnosmatanaiticumKlok.
8. Ветреница лесная - Anemone aylvestris
По экологической приуроченности все виды можно подразделить на «верные» (МОА) и «неверные» (МОБ). «Верных» меловому субстрату насчитывается 17 видов, «неверных» - 57 видов. Анализ двух групп растений «верных» и «неверных» данному фитоценозу, показывает, что сильное влияние на меловую флору оказывают виды, пришедшие из близ расположенных к меловому субстрату других фитоценотических группировок (лесных, степных, луговых, синантропных).
Было выявлено, что на исследуемой территории - гемикрептофитов (67.6%), геофитов (24.3%), теофитов (5.4%), хамефитов (2.7%). Геоботаническое исследование показало, что редкие растения не везде присутствуют, а если есть, то их участие отмечено знаком Sol или rr иногда знаком un. Все это свидетельствует о сильном нарушении данного фитоценоза, в результате антропогенной нагрузки. А все возрастающий антропогенный пресс ставит под угрозу дальнейшее существование данного фитоценоза.

Используемая литература:
1. Алёхин В.В. Растительность Курской губернии. Курск, 1926.
2.Антимонов Н.А. Природа Белгородской области. Белгород, 1959-170 с.
3.По страницам Красной книги: Растения: Популярная энциклопедия. Справ. /Бел.СЭ; Мн.: БелСЭ, 1987 - 248 с.
4. Воронов А.Г. Геоботаника. Учебное пособие для университетов и пединститутов. Изд. 2-е, испр. - М.: «Высшая школа», 1973.
5. Голицын С.В. Флора «Сниженных альп» Среднерусской возвышенности. Доклад о работах, представленных на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Воронеж, 1965.
6. Козо-Полянский Б.М. В стране живых ископаемых. М.; 1931 г.
7. Никулов А.П. Григорьев Э.И. Старый Оскол 1593-1993. Белгород: 1993.-105 с.
8. Новиков B.C. Губанов И.А. Школьный атлас - определитель высших растений: Книга для учащихся, 2-е издание, - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
9.Присный А.В. Практические работы школьников по экологии (часть 4) Красная книга Белгородской области и земли Северный Рейн-Вестфалия. -Издательство Белгородского государственного университета, 1999. -117 с.
10. Хижняк А.А. Приосколье. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1984 г. - 95 с.
11. Ярошенко П.Д. Геоботаника. Пособие для студентов педагогических ВУЗов. -М.: Просвещение, 1969 г.
Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: nataliaberyozina
Просмотров: 1019 | Загрузок: 194 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталия Николаевна
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе. sad
Работа представлена не по форме, критически неполный комплект документов. Оформление не соответствует Положению.
С уважением, Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]