Понедельник, 05.12.2016, 03:31
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования воспитанников ОГКОУ Ивановского детского дома «Звездный» "МЫ"
[ · Скачать удаленно () ] 08.03.2015, 19:15
ОГКОУ ИВАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ «ЗВЕЗДНЫЙ»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования воспитанников ОГКОУ Ивановского детского дома «Звездный»

Программа рассчитана для детей 7 - 17 лет
Срок реализации программы 3 года

Автор Шубина Ирина Владимировна,
Заместитель директора по УМР

Иваново – 2014
Люди - человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.
(Н. Заболоцкий)
I. Пояснительная записка

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания – следствие вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология-это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Ученые выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:
• понимание, что человек – это часть природы. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
• понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
• раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
• понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
• принятие личного участия в решении экологических проблем.
Воспитание чувства единства с природой, ответственность за её судьбу возможно лишь при непосредственном контакте с природой. Наши воспитанники охотно возделывают цветники, ухаживают за «зимним садом», озеленяют комнаты. Разработаны маршруты “экологических троп”, где проходят экскурсии. Заметный вклад в формирование экологической культуры вносит проектная работа. Исследование, выполненное в естественной среде обитания организмов, пусть даже самое маленькое, раскрывает перед ребёнком главный закон жизни: человек – часть природы. Данное направление работы интересно не только педагогам, но и воспитанникам детского дома. Содружество детей и взрослых даёт положительные результаты. Такая работа способствует эколого-патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в младшем школьном возрасте. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у воспитанников. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и практических навыков взаимодействия с природой. Из этого следует, что экологическое образование наших воспитанников – условие дальнейшего выживания современного общества.

Цель программы: - способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить воспитанников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания;
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала воспитанника.

Задачи программы:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни;
- привить воспитанникам навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- научить правильно оформлять результаты работы, защищать.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- понимание жизни как высшей ценности;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. При изучении данной программы реализуется много развивающих задач. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. Следует больше внимания уделять практической работе детей (изготовление поделок из природного и бросового материала). Одна из более распространенных форм занятий – экскурсии в природу. В работе предусматриваются проведение массовых мероприятий: экологические праздники, конкурсы, выставки, соревнования. Программа рассчитана на 3 года. Количество детей в группе 10 – 12 человек.
Основные принципы экологического образования:
1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у воспитанников понимание единства окружающего мира;
2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
3. принцип непрерывности, дающий использовать каждый возрастной период;
4. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Формы организации деятельности воспитанников на занятиях:
• Групповая
• Индивидуальная
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением детей к чтению и рефератированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, составлением индивидуальных проектов.
Групповая и массовая успешно протекает в кружке.
В экологическом образовании велика роль массовых экологических праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приёмами общения с товарищами.
Формы и методы, используемые в работе по программе:
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино -, диа -, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Методические приемы:
• стимулирование воспитанников к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки–деловые игры, уроки–сказки, семинары, беседы, доклады, рефераты, викторины, праздники);
• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа);
• развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания);
• вовлечение воспитанников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, акции, конференции).
С целью активной пропаганды вопросов охраны природы и воспроизводства природных ресурсов, среди воспитанников на основе кружка, действует экологический клуб «Росинка».
Успех экспериментов и исследований в природе во многом зависит от умело и внимательно подобранной тематики. Эта работа проводится в течение всего года, но особое внимание ей нужно уделить в летнее время, в период организации похода или экспедиции в природу.
При сборе материала в природе (гербарии, коллекции) следует воспитать у детей бережное отношение к ней, по возможности заменять сбор натуральных объектов фотографированием.
Большую помощь в проведении исследовательской и опытнической работы оказывают фенологические наблюдения, которые воспитанники проводят в течение всего года.
Итогом работы по программе «Мы+» и Клуба «Росинка», является научно-практическая конференция, к которой каждый воспитанник должен подготовить отчет о проделанной исследовательской работе.
Ожидаемые результаты от программы:
– свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому,
- обладающая знаниями экологической культуры,
-соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,
- ведущая активную природоохранительную деятельность.
Для фиксирования оценок качества обучения, педагог может использовать такие формы, как:
- диагностические карты;
- табель развития;
- папка достижений ("Портфолио").
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
7 – 10 лет.
Тема Всего часов В том числе
теоретич. занятия практич. занятия исслед. деят-ть экскурсии
1. Осень в природе 2 1 1
2. Полезные ископаемые 12 1 3 8
3. Плодово-ягодные растения 10 1 5 4
4. Птицы осенью 14 3 7 4
5. Осенняя работа в уголке живой природы 14 4 6 4
6. Зима в природе 20 4 6 6 4
7. Охрана и привлечение зимующих птиц 24 8 8 4 4
8. Работа в уголке живой природы зимой 12 6 6
9. Весна в природе 6 3 3
10. Птицы весной 2 2
11. Питание растений из почвы 6 1 4 1

12. Весенняя работа в уголке живой природы 2 1 1
13. Охрана природы 12 1 3 8
14. Длительная игра «строим город Экоград» 10 1 5 4
15. Знакомство с растениями и животными Красной Книги 14 3 7 4
16. Природа Ивановской области 14 4 6 4
Итоговое занятие 48 12 16 16 4
ИТОГО: 222 54 89 27 52
11 – 13 лет
Тема Всего часов В том числе
теоретич. занятия практич. занятия исслед. деят-ть экскурсии
1.Вводное занятие 2 1 1
2.Определитель флоры и фауны 12 1 3 8
3.Гербарий растительности 10 1 5 4
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Приморского края 14 3 7 4
5. Особо охраняемые территории Ивановской области 14 4 6 4
6. Экофакторы и среды жизни 48 12 16 16 4
7. Биоценоз и экосистемы 24 8 8 4 4
8. Популяции 12 6 6
9. Биосфера 6 3 3
10. Заключительное занятие 2 2
ИТОГО: 144 39 57 20 28
14 – 17 лет.
Тема Всего часов В том числе
теоретич. занятия практич. занятия исслед. деят-ть экскурсии
1.Вводное занятие 6 1 2 3
2. Исследовательская деятельность 12 3 9
3. Проектная деятельность 15 3 9 3
4. Экологический мониторинг 9 3 6
5. Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу 24 3 6 15
6. Антропогенные воздействия на биосферу, в том числе:
6.1. Основные виды воздействий 24 3 6 9 6
6.2. Воздействия на атмосферу 39 4 8 24 3
6.3. Воздействия на литосферу 24 4 8 6 6
6.4. Воздействия на биотические сообщества 27 3 9 9 6
6.5. Воздействия на гидросферу 30 3 6 12 9
7. Заключительное занятие 6 6
ИТОГО: 216 30 75 75 36

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 – 10 лет
1. Осень в природе.
Теоретическая часть: Предсказание погоды по местным признакам. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолодание. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Назначение простейших метеорологических приборов, умение ими пользоваться (термометр, флюгер, барометр, гномон).
Практическая часть: Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных. Наблюдение за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада, влияние погодных условий на опадание листьев). Ведение записей в «Календаре природы и труда». Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво». Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников. Изготовление гербария и учебно-наглядных пособий. Подкормка зимующих птиц.
2. Полезные ископаемые.
Теоретическая часть: Горные породы и минералы, встречающиеся в окружающей местности, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды на разрушение горных пород. Образование почвы. Роль воды в жизни человека, растений и животных.
Практическая часть: Сбор образцов местных полезных ископаемых. Ориентировка на местности по компасу и без него.
3. Плодово-ягодные растения.
Теоретическая часть: Разнообразие плодово-ягодных растений сада. Различие между ними по внешнему виду. Насекомые вредители плодово-ягодных растений. Безвредные методы борьбы с насекомыми.
Практическая часть: Изготовление определителя плодово-ягодных растений (по листьям, гербарию, муляжам плодов). Изготовление коллекции насекомых – вредителей.
4. Птицы осенью.
Теоретическая часть: Знакомство с птицами своей местности, а также с зерноядными и насекомоядными птицами. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки птиц.
Практическая часть: Зарисовка стай отлетающих птиц. Заготовка кормов для зимующих птиц. Изготовление и развеска кормушек. Оформление альбома с фотографиями и рисунками птиц.
5. Осенняя работа в «зимнем саду».
Теоретическая часть: Разнообразие комнатных растений, их происхождение, отношение к свету, температуре, влажности воздуха и почве. Особенности их
внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Особенности ухода за комнатными растениями осенью.
Практическая часть: Ознакомление с внешним видом и названиями комнатных растений вновь появившихся. Составление этикеток для комнатных растений. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев.
6. Зима в природе.
Теоретическая часть: Признаки зимы. Вопросы охраны природы. Связь сезонных явлений с изменениями высоты солнца. Литературная композиция «Здравствуй, гостья зима».
Практическая часть: Работа с бросовым материалом; с тканью. Изготовление поделок и аппликаций на тему «Зима». Определение погоды по приборам и предсказания ее по местным признакам. Ведение записей в «Календаре природы». Экскурсия в природу с целью изучения зимних явлений.
7. Охрана и привлечение зимующих птиц.
Теоретическая часть: Зимующие птицы: их польза и привлечение. Подготовка и участие в празднике «День зимующих птиц».
Практическая часть: Оформление экологического щита «поможем птицам». Акция «Кормушка». Работа с соломкой. Аппликация по воображению «Жар – птица»
8. Работа в «зимнем саду» зимой.
Теоретическая часть: Особенности содержания комнатных растений в уголке живой природы зимой. Способы размножения комнатных растений.
Практическая часть: Работа с бросовым материалом. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок. Изготовление аппликации из скорлупы «Ваза с цветами». Конкурс рисунков «Что растет на моем окне». Аппликация из ткани «Цветочный фейерверк».
9. Весна в природе.
Теоретическая часть: Признаки весны. Травянистые раннецветущие растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников.
Практическая часть: Наблюдение погоды по приборам и предсказание погоды по местным признакам, ведение записей в «Календаре природы». Оформление стенда «Весенняя капель». Работа с соломой. Выполнение работ «Насекомые». Оформление альбома «Растения». Конкурс стихов о весне.
10. Птицы весной.
Теоретическая часть: Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе. Значение птиц в сельском и лесном хозяйстве. Охрана птиц.
Практическая часть: Подготовка и проведение «Праздника птиц». Оформление альбома о жизни птиц. Конкурс плакатов «Что угрожает птицам». Выпуск стенгазеты «Лесной оркестр».
11. Питание растений из почвы.
Теоретическая часть: Минеральные и органические удобрения, сроки и способы их внесения в почву. Нормы внесения минеральных удобрений из расчета на 1 м2. Влияние удобрений на повышение урожайности растений.
Практическая часть: Оформление таблицы влияния минеральных и органических удобрений на рост растений.
12. Работа в «зимнем саду» весной.
Теоретическая часть: Ознакомление с правилами пересадки, перевалки и обрезки комнатных растений. Знакомство с разными способами размножения комнатных растений.
Практическая часть: Работа по перевалке, пересадке, подкормке, обрезке растений. Работа с капроном и проволокой, работа с соломой, работа с природным материалом.
13. Охрана природы.
Теоретическая часть: Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. «Красная книга природы». Общественные организации по охране природы. Игра «Эти забавные животные».
Практическая часть: Выпуск открытого письма людям «Сохраним Землю». Конкурс рисунков «Чистота спасет Мир». Экологическая декада. Выпуск газеты «Экологическое ассорти».
14. Длительная игра «Строим город Экоград».
Теоретическая часть: -
Практическая часть: Игра с постепенным усложнением заданий. Постепенно строится город на 10-и строительных площадках.
15. Знакомство с растениями и животными «Красной книги».
Теоретическая часть: Знакомство с растениями «Красной книги». Знакомство с животными «Красной книги».
Практическая часть: Оформление «Красной книги» исчезающих растений и животных Ивановского края.
16. Природа Ивановского края.
Теоретическая часть: Область на карте Родины. Леса. Растения леса. Животные леса. Степи и луга. Растения степи. Растения луга. Степные животные. Водоемы нашего края. Растения водоемов. Животный мир водоемов. Природа просит помощи.
Практическая часть: Конкурс сочинений «Мой край родной». Экскурсия в лес. Оформление экологических щитов «Береги природу». Работа с природным, бросовым материалом; бумагой, тканью.
17. Итоговое занятие.
Выставка поделок, альбомов, плакатов, стенгазет.
11 – 13 лет.
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны
Теоретическая часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.
Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.
3. Гербарий растительности
Теоретическая часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.
4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ивановского края
Теоретическая часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Ивановского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Ивановского края.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ивановского края. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Приморского края на примере леопарда и женьшеня. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ивановского края".
Экскурсии. "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".
5. Особо охраняемые территории Ивановского края
Теоретическая часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.
Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.
6. Экологические факторы и среды жизни организмов
Теоретическая часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова).
Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции. Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
7. Биоценоз и экосистемы
Теоретическая часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).
Практическая часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.
Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).
Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка".
8. Популяции
Теоретическая часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.
Практическая часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.
9. Биосфера
Теоретическая часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.
Практическая часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.
10. Заключительное занятие
Практическая часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.
14 – 17 лет.
1. Вводное занятие
Теоретическая часть. История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера.
Практическая часть. Обзор экологических проблем России, Ивановского края,
Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды".
2. Исследовательская деятельность
Теоретическая часть. Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Практическая часть. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).
3. Проектная деятельность
Теоретическая часть. Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.
Практическая часть. Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.
Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".
4. Экологический мониторинг
Теоретическая часть. Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.
Практическая часть. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.
5. Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу
Теоретическая часть. Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Практическая часть. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.
Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу.
6. Антропогенные воздействия на биосферу
6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
Теоретическая часть. Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).
Практическая часть. Составление экологической карты города. Составление экологического паспорта помещения.
Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона.
Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".
6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу
Теоретическая часть. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
Практическая часть. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.
Иссл. работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.
Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха.
6.3 Антропогенные воздействия на литосферу
Теоретическая часть. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.
Практическая часть. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье. Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".
6.4 Антропогенные воздействия на биотические сообщества
Теоретическая часть. Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.
Практическая часть. Просмотр видеофильмов. Работа с доп. литературой. Решение задач.
Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем.
Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ивановского края".
6.5 Антропогенные воздействия на гидросферу
Теоретическая часть. Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, СПАВы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практическая часть. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.
Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.
Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".
7. Заключительное занятие
Теоретическая часть. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев.

IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список использованной литературы:
1. Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. Курган «Парус – М», 1996.
2. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2001.
3. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум. Издательство: Педагогическое общество России, М.- 2001.
4. Дежникова Н.С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Экология. – Смоленск: Русич, 2001.
6. Цветкова И.В.Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М.,2005
7. Панова М.О. Здравствуй, удивительный мир! Екатеринбург, 2006
8. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
9. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
10. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.
11. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.
12. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.
13. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.
14. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.
15. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
16. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Схема формирования экологического сознания воспитанников
2. Сочинения на экологическую тему для младшего школьного звена
3. Критерии сформированности компонентов экологической культуры личности воспитанников ОГКОУ Ивановского детского дома «Звездный»
4. Методы и методики диагностики экологической культуры воспитанников.
5. Результативность. Экологическая культура личности воспитанников.
6. Методические разработки мероприятий
7. Материал по краеведческой работе воспитанников.
8. Презентация «Система построения экологического воспитания в ОГКОУ Ивановском детском доме «Звездный».
9. Материал по экологическому клубу «Росинка».
Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: shubina_irina_
Просмотров: 413 | Загрузок: 88 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Ирина Владимировна, программы не являются предметом данного конкурса, поэтому размещенный вами материал в конкурсе участвовать не может.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]