Суббота, 10.12.2016, 07:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Развитие мышления и музыкальной памяти у начинающего баяниста посредством творческих заданий на уроке по специальности
[ Скачать с сервера (44.5Kb) ] 06.02.2013, 23:54
« Развитие мышления и музыкальной памяти у баяниста посред-ством творческих заданий на уроке по специальности»

Обучение игре на русских народных инструментах, в том числе и на баяне, доступно всем без исключения. Степень музыкальной одаренности на первоначальном этапе также не имеет существенного значения. Многолетняя практика показывает, что абсолютно не способных людей к музицированию нет, а тех скромных задатков, которыми обычно обладают даже самые, на первый взгляд, не музыкальные дети вполне достаточно, чтобы начать обучение. Неумение показать при прослушивании внешними средствами наличие таких музыкальных навыков, как: 1) реагировать на сопоставление звуков по высоте и продолжительности; 2) воспроизведение по памяти мелодического оборота, скорее говорит об отсутствии навыков подобного рода дея-тельности, чем о самих данных. Особенно это касается детей младшего школьного возраста.
Я очень люблю первоклассника за его непосредственность, открытость ко всему новому и отзывчивость. Он молодеет (если раньше это были дети 9-11 лет, то теперь-7-8) и этим мне все больше нравится. «Чем же?»,-спросите вы-«ведь он и пяти минут не выдерживает под тяжестью инструмента?» Возможностью заниматься творчеством во время смены вида деятельности. Именно оно – творчество, поможет не отпугнуть, не разочаровать, а увлечь, мотивировать на учебный процесс, поможет стать думающей, мыслящей личностью, посредством заданий, на первый взгляд, очень простых, но в системном подходе от «простого» к « сложному» , дающих огромные результаты. Я не тороплюсь сажать малыша за баян, тяжело.
На первом уроке-знакомстве и на последующих занятиях учащийся знакомится со звучанием баяна, слушая детские песенки, народные мелодии различных эпох понятные и доступные, а значит пока и не очень сложные. Но ограничиваться только иллюстрациями тоже не допустимо. Задача педагога – увлечь ребенка процессом прослушивания , обсуждать с ним характер произведений, конечно же на его уровне восприятия: какая она – веселая или грустная, быстрая или медленная, а может быть она похожа на стучащий за окном осенний дождь? Такие прослушивания и обсуждения должны присутствовать на каждом занятии при смене вида деятельности. Б.В. Асафьев считал, что для развития восприятия, понимания музыкального языка различных эпох необходимо формирование музыкального мышления, умения мыслить «звуковыми представлениями». «…Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии, - писал он. – Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Формированию слуховых навыков, по мнению Б. В. Асафьева, весьма способствует метод сравнения, который соответствует самой природе музыки, наличию в ней контраста, тождества и повторяемости. Развитие восприятия, понимания музыки должно идти от простых сопоставлений музыкальных явлений к более сложным и начинаться с самых первых шагов обучения.
Но вернемся на самый первый урок, где учащийся должен не только слушать музыку, но и попробовать сыграть! Играть, не умея и не зная! Предлагается поиграть с ним в игру, которая условно называется « Песенка из имен». Ученик играет на любой клавише песенку из имен знакомых ему ребят, папы, мамы, учителя, например: « Ма-ша», «Ка-тя», «Ре-на-та», где каждый слог сопровождается одним нажатием клавиши. Инструмент находится в руках педагога, но можно дать его подержать и ребенку – ведь ему так хочется поиграть самому! Малышам очень нравится эта игра, они с удовольствием припоминают все новые и новые имена.
Так почему же мы начинаем свой первый урок с игры? Потому что нельзя забывать о том, что перед нами вчерашний дошкольник, который познавал и познает окружающий его мир через игру. Например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а том, чтобы делать ее, т.е. в содержании самого действия. Так же и в игре на инструменте – на начальной стадии обучения интерес заключается не в том, чтобы сыграть что-либо, а в том, что он может сам извлекать звуки; в том, что он сам может создавать свою мелодию.
Поэтому с самого первого урока должна вступить в силу одна из двух мотивационных структур общения – кооперации и взаимного удовлетворения. Взаимное удовлетворение потребностей происходит на основе принципа « ты мне – я тебе». Здесь надо сказать, что педагог считает себя полностью удовлетворенным, если получил удовольствие от урока и уверен, что такое же удовольствие получил ученик. Для этого крайне необходимо выработать у учащегося положительное отношение к педагогу, только в этом случае педагог сможет оказывать заметное воздействующее влияние на ученика. За годы работы преподаватель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать своих подопечных и самому получать радость от своего труда. Урок – это порой невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях. Неудавшийся урок, просчеты, ошибки подчас долго не дают покоя, заставляют мысленно возвращаться и искать причины, породившие неудачу. На уроке по специальности мы имеем уникальную возможность общаться с ребенком наедине, а значит имеем возможность глубже познавать его внутренний мир, его проблемы, и в процессе обучения подходить к каждому учащемуся сугубо индивидуально, помнить об их сильных и слабых сторонах, интересах склонностях, уметь проникнуть в мир ребенка, оптимистически оценивать возможности каждого. Можем целенаправленно осуществлять обратную связь на уроке, которая предполагает: 1) учет возможностей ученика и способы их перевода на более высокий уровень развития; 2) перестройку своей работы на уроке в условиях неожиданно складывающейся ситуации; 3) прогноз системы взаимодействий с учеником на более длительный срок. Предположим, что у ребенка отсутствует способность самостоятельно видеть, понимать и творчески решать учебные задачи. Это значит, что педагог ставит себе цель, то есть планирует – научить ребенка формировать умственную самостоятельность. Причем этот план работы он должен видеть в системе определенных задач и методов воздействия по мере усложнения их для достижения больших результатов. Необходимо планировать работу не только от урока к уроку, а составлять план на полугодие или на весь учебный год.
При работе с младшими школьниками нельзя забывать о поощрении, о похвале, пусть даже «авансом» Ведь ему важна не оценка продуктов его деятельности, ему нужно, чтобы похвалили его самого за то, что он хорошо слушал, он хорошо сыграл. Необходимо использовать такие приемы, как наводящие вопросы, подсказки вполголоса, вопросительный или недоумевающий взгляд, одобряющий кивок и, конечно же – улыбка. Если педагог начинает урок с улыбки, ребенок ответит тем же, ведь у детей приветливость органична, в отличие от взрослых, и не будем мешать им быть приветливыми.
Для знакомства с расположением клавиш, активно используется метод «зеркаль-ного отражения», наш «баян – понарошку». Он очень важен при обучении игры на баяне. При использовании этого метода у маленького исполнителя с самых первых шагов обучения вырабатывается правильная посадка, развивается память и мышление. Ведь, играя на баяне, мы не имеем возможности видеть клавиатуру, мы должны запомнить расположение клавиш, положение руки, каждый пальчик должен встать на свое место, т.е. играем «наощупь».
При проигрывании первоначальных упражнений, состоящих из одного или двух звуков, я широко использую метод ритмической словесной подтекстовки. Малыш – первоклассник гораздо лучше воспринимает слухом мелодию со словами, причем со словами песенок, близких его духовному содержанию. Например, песенку «Бобик» со словами: « Вот наш Бобик славный пес! Белый лобик черный хвост» он запомнит быстрее, сыграет лучше, если педагог сам будет исполнять слова под его аккомпанемент. В этом- то и заключается смысл еще одной игры: «Концерт», где выступающими поочередно становятся либо педагог, либо, что особенно важно для ребенка, он сам.
Опираясь на опыт профессора Ш. А. Амонашвили, занимающегося проблемой обучения шестилеток в общеобразовательной школе и на его высказывание: « Я не давал детям на дом задание упражняться в чтении одного и того же текста. Навык чтения не может успешно формироваться, если постоянно не меняется материал для чтения. Чтение нужно человеку, чтобы черпать разную информацию из разных источников, а не для того, чтобы перечитывать один и тот же текст»,мы на наших уроках не заучиваем одну и ту же пьесу в течении нескольких дней, а почти на каждом занятии знакомимся с новой песенкой. Тем более, если домашним заданием для него было не заучивание нот ( этим мы занимаемся на уроке ), а запоминание небольшого и интересного стихотворения, которое потом мы с ним вместе положим на ноты и исполним свой замечательный «концерт».
На начальном этапе обучения, на уроке по специальности ребенок много рисует и слушает. Если говорить о развитии мышления, то здесь оно налицо: ученик рисует, например, «помидор», записывает это слово, находит в нем нотки ми и до и пишет их на нотном стане. Создается проблемная зона, которая требует мыслительного разрешения. Таким же образом мы сочиняем сказочные истории в нотках, это замечательный способ мотивации на учебный процесс. На протяжении всего первого года обучения на уроках звучат несложные, но сюжетные произведения, которые обсуждаются и также зарисовываются.
В 1999 году я познакомилась с методикой Ю.А.Цагарелли и Р.Ф.Сулейманова «Формирование умения чтения с листа музыкальных произведений», которая направлена на развитие различных уровней памяти и мышления. Зацепило. Мне понравилось, и я стала пробовать. Конечно, нужна адаптация к нашим условиям, к нашим деткам, ведь, как правило, речь идет о детишках со средними музыкальными способностями. Я убедилась, что этой проблемой нельзя заниматься «набегами», раз в полгода, необходимо усердие, заинтересованность, постоянное развитие и системность. Ее принцип заключается в формировании для учащихся во время урока зоны творческого развития, которая состоит из ряда цепочек проблемных ситуаций. Зона творческого развития – это такая форма организации учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую ( проблемную ) ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно–творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают свои творческие способности. Л.С.Выготский говорил: «Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это по сравнению с созданием гениев». Характерные признаки творческой (проблемной ) ситуации ( зоны ):
1)создание состояния интеллектуального затруднения (дается пример для запоминания, превышающий уровень сложности предыдущего);
2)возникновение противоречивой ситуации (ребенок в затруднении, вынужден понуждать свою память к запоминанию, имеющий желание выполнить данное ему задание);
3)рассогласование знаний и умений, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для решения задачи, так как каждое новое упражнение несет в себе запас сложности, не встречавшейся ранее.
Мы уже говорили о зарисовках, здесь же задания иного рода: «сыграл – запомнил - записал», «запомнил – записал – сыграл». Вариантов может быть очень много, но в работе с первошами используется, чаще всего, цепочка: «запомнил – записал – сыграл». Ведь он устал и хочет отдохнуть? Пожалуйста, ребенок отдыхает от тяжести инструмента, и сам, того не замечая, развивается. Дается музыкальный мотив, фраза, запоминается с 3 – 4 раз, записывается, проставляются пальчики, а затем читается с листа. Все это малыш делает самостоятельно, польза многогранна, развиваются мышление и различные уровни памяти:
1)музыкальная(кратковременная, слуховая, зрительная, внутреннего и реального восприятия) ;
2)представленческая (метод « зеркального отражения);
3)мыслительный и предвосхищающий уровни памяти.
Ребенок незаметно для себя, безболезненно, легко научается самостоятельно работать с музыкальным текстом, как на уроке, так и дома. Развитие навыка чтения с листа также положительно влияет на правильную посадку учащегося и на постановку его правой руки.
Подведем итог: чем больше мы побуждаем ребенка на уроке по специальности к самостоятельной деятельности, тем больших результатов мы мо
жем добиться в области творческого развития личности. Известно, что именно у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций легко воспринимают содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие способности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Список используемой литературы:
1. Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!» ;
2. Л.С.Выготский «Психология искусства»;
3. Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе»;
4. Ю.А.Цагарелли, Р.Ф. Сулейманов «Формирование умения чтения нот с листа».


План-конспект открытого урока (класс баяна) преподавателя Гу-жовой Натальи Викторовны

Тема : «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У НАЧИНАЮЩЕГО БАЯНИСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ».

Форма данного урока является инновационной в сфере обучения ребенка игре на баяне. Построение инновационного урока включает в себя нечто но-вое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом, изменения в целях, содержании, в форме и проведении учебного занятия. Он построен на сово-купности различных заданий, активно развивающих:
1) Музыкальную память (кратковременную, слуховую, зрительную, внут-реннего и реального восприятия нотного текста);
2) Двигательную моторную реакцию;
3) Саморегуляцию исполнения.
При построении урока используется метод проблемного обучения, т.е. ста-вятся конкретные образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи . Именно метод проблемного обучения включает в себя создание це-пи проблемных ситуаций, например, « запомнил – записал – сыграл» или «сыграл – запомнил – записал – сыграл». Для активизации работы мозга необходимо ограничивать время запоминания и записи.

Ход урока.

Преподаватель напоминает ученику о важности развития навыков умения играть новое произведение с листа, помогающих ему в самостоятельной ра-боте над произведениями дома. Кратко рассказывает о композиторе Халике Заимове.
Задача №1:
Преподаватель предлагает ученику прослушать музыкальное произведение (Х. Заимов. «Сумерки), определить характер произведения, определить в традициях какого народа оно написано, нарисовать словесную картину.
Цели :
Образовательная : актуализация теоретических знаний (помочь ученику вспомнить, что он знает о характере музыки, что помогает определить харак-тер, значение аккомпанемента);
Развивающая : развитие образного мышления (помочь научиться ребенку рисовать словесную картину под влиянием прослушанного произведения, основываясь на личном опыте, воспоминаниях);
Воспитательная : формирования навыков самостоятельной постановки и ре-шения учебных задач.

Задача №2:
Преподаватель предлагает ученику запомнить первое предложение, состоя-щее из 4-х тактов и записать его с последующим проставлением аппликату-ры.
Цели:
Образовательная: развитие кратковременной памяти ( научить ребенка са-мостоятельно работать с новым музыкальным текстом);
Развивающая : формирование приемов запоминания музыкального матери-ала;
Воспитательная : формирование навыка у ребенка самостоятельного реше-ния учебных задач.

Задача №3 :
Преподаватель играет записанную учащимся мелодию и предлагает послу-шать, верно ли она звучит, затем дает новое задание: сыграть самому 2-3 раза по нотам, а затем – наизусть от разных нот первого ряда.
Цели :
Образовательные : Развитие кратковременной памяти ( слуховой, внутреннего и реального восприятия нотного текста ); развитие навыков подбора по слуху;
Развивающие : развитие слухоинтонационной сферы, формирование прие-мов запоминания музыкального материала;
Воспитательные : формирование навыка постановки и решения учебных за-дач.

Задача №4:
Преподаватель предлагает ученику вспомнить, что такое ансамбль, расска-зать определение и сыграть эту же мелодию вместе с добавлением элемен-та чтения нот с листа во втором предложении.
Цели :
Образовательные : формирование навыков чтения нот с листа, формирова-ние навыков ансамблевого музицирования, актуализация теоретических знаний;
Развивающие : развитие слухоинтонационной сферы, развитие гармонично-сти и точности движений;
Воспитательная : воспитание навыков сотрудничества.

Итог:
Преподаватель в качестве домашнего задания предлагает ученику нарисо-вать на бумаге иллюстрацию к музыкальному произведению, над которым велась работа на протяжении данного урока (Х.Заимов «Сумерки») и поис-кать в интернете более подробную информацию о творчестве композитора.
Цели :
Образовательная : актуализация теоретических знаний;
Развивающая : развитие образного мышления;
Воспитательная : формирование навыка трудолюбия.
Категория: Музыка и пение | Добавил: tacha964
Просмотров: 2065 | Загрузок: 151 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталья Викторовна
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе.
Работа представлена не по форме, критически неполный комплект документов. Оформление не соответствует Положению.
С уважением, Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]