Суббота, 16.12.2017, 23:42
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Развитие музыкальной памяти посредством формирования навыков чтения с листа
[ Скачать с сервера (67.7Kb) ] 06.02.2013, 17:18
Методические материалы, адаптированные к системе дополнительного образования

Развитие музыкальной памяти посредством формирования навыков чтения с листа.
Особенностью деятельности нашей школы является новый, нетрадиционный подход к музыкальному воспитанию, который продиктован особенностями функционирования музыкальной школы в системе образования. Главный принцип ее деятельности: 1)доступность музыкального образования для всех желающих независимо от уровня музыкальных способностей и 2) построение инновационного урока, который включает в себя нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное педагогом, изменения в цели, содержании, в форме организации и проведении учебных занятий. Это невозможно без использования целого комплекса разнообразных методов и средств обучения. Именно в связи с этим направлением и возникла идея применения «активных форм» обучения – чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху.
В условиях обучения на баяне эта проблема становится все более актуальной, так как первоклассник значительно «помолодел» и его возраст соответствует 7-8 годам. В этом возрасте ребенок достаточно слаб и неразвит физически, быстро устает, поэтому возникает необходимость частой смены видов деятельности во время урока, которую можно использовать, активно развивая:
1)музыкальную память (кратковременную, слуховую, зрительную, внутреннего и реального восприятия нотного текста );
2)двигательную ( моторную ) реакцию;
3)саморегуляцию исполнения.
Все перечисленные аспекты можно отнести к проблеме обучения и развития навыка чтения нот с листа, которые освящаются в методическом пособии Ю.А. Цагарелли и Р.Ф.Сулейманова «Формирование умения чтения с листа музыкальных произведений». Основные моменты данной методики включают в себя описание психологических особенностей умения чтения нот с листа, встречающихся типичных ошибок и способов их устранения. Также представлены методы развития внутренних слуховых, зрительных, мыслительных, антиципирующих (предвосхищающих) представлений и контроля эффективности данного процесса обучения.
Что же касается построения инновационного урока и использования при этом различных подходов, включающих в себя активные методы обучения, то именно метод проблемного обучения, основанный на создании цепи проблемных ситуаций, например, запомнил - записал – сыграл, и управление деятельностью учащихся по самостоятельному их решению, становится особенно актуальным в моей педагогической деятельности. Этот метод тесно переплетается с проблемой развития творческой личности в условиях изменения потребностей общества, требующих подготовки творчески мыслящих людей, обладающих самостоятельным, нестандартным взглядом. Ранее творческому развитию ученика, развитию его «самости» (самоуправлению, самоопределению, самопознанию,)уделялось недостаточное внимание. Все перечисленные виды «самости» требуют не просто ситуативного педагогического стимулирования, а целенаправленного обучения учащихся творческому саморазвитию, как виду деятельности. При этом учитель должен иметь в виду, что создание для этих целей педагогических условий, является прежде всего расширение зоны возможностей для самопознания, самоопределения и саморазвития всего спектра «самости» ученика в процессе его рефлексирующего самосозидания, как творческого саморазвития личности.
Для оптимизации реального творческого процесса важно формирование для учащихся индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой педагогу удается создать творческую (проблемную) ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно развивают творческие способности. По словам Л.С.Выготского «Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Зона творческого развития – это основа, на которой строится педагогический процесс. Характерные признаки творческой (проблемной) ситуации (зоны):
1)создание состояния интеллектуального затруднения (дается пример для запоминания, превышающий уровень сложности предыдущего);
2)возникновение противоречивой ситуации (ребенок в затруднении, вынужден понуждать свою память к запоминанию, имеющий желание выполнить данное ему задание);
3)рассогласование знаний и умений, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для решения задачи, так как каждое новое упражнение несет в себе запас сложности, не встречавшейся ранее (записал – сыграй).
Но проблемное обучение практически невозможно без личностно- ориентированного подхода к каждому учащемуся и признания его основным субъектом процесса обучения, причем субъектом «динамичным», а не «статичным». Сегодня у ребенка нет интереса к изучаемому предмету, завтра он появится. Сегодня ребенок не способен решить самую элементарную учебную задачу, а завтра он активно включается в решение учебных проблем и творческих задач.
Мы с вами говорили уже о том, что двери нашей школы открыты для детей не только музыкально одаренных, но и со средними и даже низкими музыкальными данными. Именно сталкиваясь с детьми, испытывающими определенные трудности в освоении навыков игры, особенно на начальном этапе обучения и потому, естественно, мало мотивированных, возникла потребность поиска средств повышения мотивации, заинтересованности, увлеченности детей через использование активных форм обучения, в данном случае, через развитие музыкальной памяти. Поэтому, я пришла к выводу, что развитие таких уровней памяти как:
1)сенсорно-мнемический (уровень памяти на чувства);
2)перцептивно-мнемический (уровень памяти на относительно целостные восприятия);
3)мыслительный;
4)антиципирующий (предвосхищающий);
5)представленческий (метод «зеркального отражения», очень важен для обучения игры на баяне, ведь баянист играет «вслепую», не видя клавиатуры)
по методике Ю.А. Цагарелли и Р.Ф. Сулейманова помогут мне решить проблему самостоятельного разбора учащимися произведений, активизировать их домашнюю работу по заучиванию на память и созданию музыкального образа исполняемых пьес.
Развивая сенсорно-мнемический уровень памяти (согласно данной методике), который характеризуется формированием умений «слышать музыку глазами», то есть зрительным восприятием отдельных нот, зрительным представлением соответствующих клавиш на инструменте и умением внутренне пропеть данные звуки, я даю детям несложные задания, которые можно коротко сформулировать таким образом «увидел – записал – сыграл» (ребенку предъявляются нотные знаки, которые необходимо опознать, запомнить, постараться пропеть внутренним голосом, записать и , наконец, сыграть на инструменте). Для поддержания интереса и активизации работы мозга, желательно ограничивать время запоминания и записи (например «ты должен постараться выполнить задание за 2 минуты).
По мере усвоения учащимися данных заданий, мы переходим к развитию перцептивно-мнемического уровня памяти, где отдельные ноты объединяются в мотивы, интервалы, аккорды. Примеры для наших заданий мы берем из учебника по сольфеджио и строим по той же формуле «запомнил – записал – сыграл». Упражнения для запоминания даются по принципу «от простого к сложному» с увеличение количества нотных знаков в мелодии, усложнением ритмического рисунка, включением интервалов.
В предлагаемых примерах отражается динамика роста сложности заданий: 1. 14 нотных знаков

2. 16 нотных знаков

3. 20 нотных знаков

4. использование интервалов

5. использование аккордов

6. усложнение ритмического рисунка


Но как показывает практика, следуя лишь по пути развития перцептивно-мнемического уровня памяти, минуя все остальные, перечисленные выше, можно зайти в тупик. Вы видите, насколько усложнились задания, и несмотря на то, что ребенок зрительно запоминает текст, записывает его, он сталкивается с трудностями в исполнении на инструменте. Как следствие, переход к развитию таких уровней памяти, как, мыслительный, антиципирующий, представленческий, где также можно использовать небольшие пьесы, но уже с элементами чтения с листа и с использованием аккомпанемента. Формулировка заданий также несколько меняется: 1) «сыграл – запомнил – записал – сыграл» (проверил себя) ; 2) «запомнил – записал – сыграл».
Приведу ряд наиболее ярких примеров, используемых мною и эффективно влияющих на развитие кратковременной памяти. Принцип действия некоторых заданий заимствован из методики Ю.А. Цагарелли и Р.Ф. Сулейманова, но адаптирован к условиям обучения в нашей школе, также увеличено время предъявления нотного материала.
1. Ученику показывается нотный текст несложной пьесы с аккомпанементом. Его задача заключается в том, чтобы запомнить ее, записать и сыграть по памяти:




2. Ученик читает с листа несложную пьесу 2-3 раза. Его задача заключается в том, чтобы запомнить ее и записать:




В приведенных примерах учитывается развитие различных компонентов кратковременной памяти: зрительной, зрительно-слуховой, зрительно-двигательной.
3. Ученику сообщается часть нотного материала, Его задача заключается в том, чтобы досочинить мелодию, подобрать аккомпанемент.
Дано:


Выполнено:


В своей работе авторы методики, по которой я работаю, указывают и на необходимость контроля умений и навыков, полученных в ходе развития тех или иных компонентов памяти (скорости, объема, точности восприятия и воспроизведения). Это - оперативная кратковременная память, зрительно-двигательные представления, музыкальное мышление и воображение, уровень формирования внутренних слуховых представлений ритмического рисунка, штриховых, динамических особенностей нотного текста, мелодического рисунка, интервалов, аккордов. Используемые методы контроля являются одновременно активными методами обучения (развивающими и обучающими).
Согласно методике Ю.А. Цагарелли и Р.Ф. Сулейманова, я провожу: 1) диагностику скорости и точности зрительного опознания нотных знаков, которые располагаются в произвольном порядке в скрипичном ключе в пределах 1-2 октав, в басовом ключе – большой и малой октав. Ребенку дается задание – как можно быстрее назвать ноты; средняя скорость опознания приблизительно равна 80 знакам в минуту; для начинающих этот показатель может равняться 30-40 нотам. 2) диагностику кратковременной памяти начинающего музыканта, в ходе которой используются таблицы с нотными знаками (10 карточек по 10 нот), предъявляемые поочередно. Ученику дается задание – в течение 10 секунд запомнить как можно больше нот и записать их на нотном листе.
Развитие кратковременной памяти дает положительные результаты лишь при системном, длительном подходе к данной проблеме.
В заключение хотелось бы добавить, что упражнения по развитию умений правильного чтения нот с листа и улучшения качества кратковременной памяти положительно отражаются на всем процессе обучения игре на инструменте. Дети становятся более самостоятельными, более заинтересованными в результатах учебной деятельности, творчески подходят к выполнению заданий по специальности, значительно повышается мотивационный уровень.
Список используемой литературы
1)Ю.А. Цагарелли и Р.Ф. Сулейманов «Формирование умения чтения с листа музыкальных произведений»;
2)М. Говорушко «Чтение с листа в процессе обучения баяниста»;
3)Ю.Т. Акимов «Чтение нот с листа»;
4)Ф.Д. Брянская, Л.А. Баренбойм «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения»;
5)А.Агажанов «Курс сольфеджио»;
6)Л.Г. Выготский «Психология искусства» ;
7) Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе».
Категория: Музыка и пение | Добавил: tacha964
Просмотров: 1196 | Загрузок: 139 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая  Наталья Викторовна
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе. sad
Работа представлена не по форме, критически неполный комплект документов. Оформление
не соответствует Положению.
С уважением,Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]