Суббота, 17.08.2019, 20:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Музыкальное путешествие по картинной галерее художника Гартмана. М.Мусоргский «Картинки с выставки»
[ · Скачать удаленно (317.03 Kb) ] 26.01.2012, 22:51
«Мой университет-www.moi-amour.ru»
Второй открытый профессиональный конкурс педагогов
«Активные методы обучения в образовательном процессе», 2011 – 2012

Материалы конкурса
направление: дополнительное образование детей (музыка и пение).
урок: «Музыкальное путешествие по картинной галерее художника В.Гартмана.
М.Мусоргский «Картинки с выставки»
по предмету: музыкальная литература , 6 класс.

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа города Зеленодольска»
Залялиева Лиля Рашидовна

2012 год
МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа города Зеленодольска»
Урок: «Музыкальное путешествие по картинной галерее художника В.Гартмана.
М.Мусоргский «Картинки с выставки»

По предмету: музыкальная литература , 6 класс.
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Залялиева Лиля Рашидовна.
Цели урока:
1. Формирование у учащихся навыков раскрытия музыкально-художественных образов через музыкально-выразительные средства.
2. Знакомство с музыкальным наследием М.Мусоргского через музыкальное произведение «Картинки с выставки» и художественные образы в творчестве Гартмана.
3. Эстетическое воспитание учащихся.
Задачи урока:

* Создать на уроке атмосферу путешествия, ненавязчивого восприятия художественных образов, через музыку М. Мусоргского
*Познакомить учащихся с творчеством Гартмана.
*формировать у учащихся навыки раскрытия музыкально-художественных образов
*Закрепление у учащихся пройденных музыкальных понятий
*Привитие учащимся эстетического вкуса на примере классической музыки

Оформление и оборудование:
1. Компьютер или проектор
2. Репродукции
3. Фортепиано.
4. СD диск «Золотая классика»; аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений 4-7 классов музыкальной школы.
5. Плакат с музыкальными терминами.

Ход урока.
Организационный момент. Фоновая музыка «Богатырские ворота». Входят учащиеся. На партах программки и карандаши.
Сегодня мы с вами совершим музыкальное путешествие на выставку картин художника Гартмана. Художника, по произведениям которого М. Мусоргский запечатлел музыкальные картинки -образы. Что такое образ? (Ответ учащихся) Музыкальный образ?
Какими средствами и приемами создаётся образ, как художники и композиторы вызывают у нас определенное настроение, отклик в нашей душе? Это достигается:
-в живописи – краски, цвет, игра света и тени и др.
- в музыке – звуки, мелодия, лад, ритм, динамика, штрихи, фактура, регистр.
Сегодня каждому посетителю выставки дается программка, где указаны музыкальные произведения М. Мусоргского, которые нашли своё отражение в картинах Гартмана.
Рассматривая картину и слушая музыку, вам необходимо нарисовать свои ассоциации, которые они вызывают у вас.

Основная часть урока.
«Картинки с выставки» - фортепианный цикл из 10 пьес, имеющих свои заголовки. Что такое цикл? Сюита? Сюита-последовательность разнохарактерных пьес, объединенных общим замыслом. Программное название, сюжет, который помогает нам представить тот или иной образ.
Цикл написан для фортепиано и является одним из выдающихся произведений мировой фортепианной музыки, неповторимый по оригинальности замысла и средствам выражения.
Толчком к созданию цикла послужило посещение выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, внезапно скончавшегося в возрасте 39 лет. (показать портрет художника).
Он был другом композитора, очень живой, большой выдумщик. У них много было общего в творчестве: оба стремились к монументальным произведениям (у М. Мусоргского – оперы: «Борис Годунов», «Хованщина», а у В. Гартмана- архитектурные проекты), оба с любовью относились к небольшим сценкам из народной жизни (у В. Гартмана - акварели, а у М. Мусоргского - песни, романсы). Гартман был талантливым художником, 8 лет он стажировался за границей. Благодаря стараниям В.Стасова, была организована выставка художника – здесь были собраны акварели, архитектурные проекты, чертежи, эскизы, наброски.
Мусоргский не раз обошел выставку, ему понравились 10 картин и он загорелся работой. Композитор писал В.Стасову: «Гартман кипит, едва успеваю царапать на бумаге. Написал за три недели». Это было в июле 1847 года. Мусоргский отобрал 10 работ и создал музыку, во многом превосходящую сами картины. Каждая картина при этом дала лишь толчок фантазии композитора. «Картинки с выставки» М.Мусоргского обессмертили имя художника.
«Картинки с выставки» - необычная сюита. Это единое, цельное произведение, картинки которого связаны между собой, неоднократно появляющейся темой «Прогулка» , она не навеяна рисунком Гартмана и звучит между картинками, а иногда вплетается в мелодичную ткань пьес.
«В интермедии моя физиономия видна»- писал Мусоргский. Композитор словно изобразил себя, прохаживающимся по выставке от одной картины к другой.
*Звучит тема: «Прогулка»
-похожа на народную песню. Трихорды (по 3 ступени) одноголосный запев и многоголосный хор, припев (наиграть фрагмент на фортепиано).
*Картина №1 «Гном» Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана это эскиз детской елочной игрушки из дерева для разламывания орехов (вроде Щелкунчика). Мусоргский очеловечил гнома и нарисовал музыкальными красками мир уродливого существа (резкого, жесткого, но в то же время страдающего).
Какими средствами? Уч-ся называют главные выразительные средства по понятиям: гармония). Угловатая, резкая, скачкообразная мелодия, ужимки.
*Картина №2 «Старый замок». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана это архитектурная композиция, а у Мусоргского – трубадур, поющий задумчивую песню у ворот средневекового замка. Мелодия напоминает пасторали 18 века.
Учащиеся называют главные выразительные средства: мелодия: плавная, напевная, ни разу не повторяется, каждая фраза возвращается к тонике вниз. В басу однообразный повторяющийся наигрыш. (Наиграть фрагмент на фортепиано).
*Картина №3 «Тюльери». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана это жанровая сценка – ссора детей после игры. В музыке звучат возгласы детей.
Учащиеся называют главные выразительные средства: высокий регистр, стаккато, быстрый темп.
*Картина №4 «Быдло». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана изображена польская телега на огромных колесах, запряженная ленивыми и добродушными волами.
Учащиеся называют главные выразительные средства: динамика, аккордовая фактура, мелодия напоминает заунывную крестьянскую песню, как бы слышно как устало ступают волы. Пьеса начинается громко, ярко достигает кульминации, после чего постепенно затихание, уход. Музыкальный образ этой пьесы раскрывается весь на одном дыхании, в непрерывном движении.
*Картина №5 «Балет невылупившихся птенцов». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана изображен эскиз костюмов к балету – «Трильби». На ней изображены юные ученики балетной школы, одетые птенчиками, которые еще не освободились от скорлупы.
Учащиеся называют главные выразительные средства: быстрый темп, высокий регистр (писк птенцов), секунды. (Наиграть фрагмент на фортепиано).
*картина №6 «Два еврея, богатый и бедный». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
Гартман нарисовал две разные картинки, с натуры в 1868 году.
1 – богатый, толстый, самодовольный и веселый.
2 - бедный, тощий, жалующийся, почти плачущий.
Этих картинок на выставке не было. Гартман подарил их Мусоргскому еще при жизни. Общего замысла у персонажей не было, каждая картина – самостоятельная.
Композитор объединил два портрета, у него это диалог, сценка, показывающая социальное неравенство. Это обобщенный тип богатого и бедного. Принцип Мусоргского – воплотить в музыке через речевые интонации характер человека.
Музыка богатого – звучит в нижнем регистре, резко, грубо. Мелодичная обработка еврейской музыки.
Музыка бедного – изображает дрожь, звучит повтор одного и того же звука, в высоком регистре, на нисходящих интонациях. Затем их темы сливаются в общем диалоге.
*Картина №7 «Лимож. Рынок». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана есть архитектурные наброски этого городка, но никакого рынка не изображено.
Фантазия Мусоргского представляет, что это шум, болтовня, женские голоса.
Учащиеся называют главные выразительные средства: быстрый темп, высокий регистр, мажорный лад, нарастающая динамика.
И вдруг всё резко обрывается, как будто взгляд упал на другую картину.
*Картина №8 «Катакомбы». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана это акварель, изображающая самого художника и его друга, архитектора Кенни и проводника при свете фонаря, осматривающих Парижские катакомбы (место погребения).
Мусоргский изобразил катакомбы в двух частях:
1 –низкие басы, остро звучат аккорды низкого регистра.
2-« С мертвыми на мертвом языке» творческий дух Гартмана ведет к черепам, на зыбком фоне проходит тема «Прогулки». Она звучит уже как церковное песнопение. В конце наступает просветление.
*Картина №9 «Избушка на курьих ножках». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана это проект часов в форме избушки, а Мусоргский показал ее обителью Бабы Яги.
Учащиеся называют главные выразительные средства:
Темп быстрый, стремительный, отсутствие песенности, резкие скачки.
*картина №10 «Богатырские ворота». Слушаем музыку, учащиеся рисуют.
У Гартмана – архитектурный проект городских ворот в Киеве, в древнерусском стиле, с богатым орнаментом. В ворота включена церковь.
У Мусоргского три образа : первый образ- торжественный, богатырский, величавый.
Второй образ – суровый, молитвенный, а третий образ – праздничный, колокольный звон на интонациях темы «Прогулки».
Учащиеся называют главные выразительные средства: аккордовая фактура, мажорный лад, высокий регистр. Колокольный звон подводит к заключительному мощному звучанию главной богатырской темы, заканчивается всеобщим ликованием (сцена всенародного праздника).
Так заканчивается весь цикл -величавой, торжественной темой, олицетворяющей мощь русского народа.
Многие композиторы пытались оркестровать «Картинки с выставки». Лучшей оркестровой версией считается оркестровка Мориса Равеля, прозвучавшая в 1922 году.
*Послушаем «Богатырские ворота» в оркестровом звучании.

Завершение урока:
Сегодня мы познакомились с очень ярким музыкальным произведением и необычными картинками художника Гартмана. Мы услышали, как эти картины нашли свое отражение в музыкальных художественных образах. Покажите какие ассоциации они у вас вызвали? (сдают работы)
Музыкальный художественный образ – обобщенное воспроизведение в музыке явлений действительности и духовного мира человека.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Написать отзыв – «Какая из пьес цикла Вам понравилась больше всего?» или можете нарисовать свои «Картинки».
Категория: Музыка и пение | Добавил: Zalyalieva_Lilya
Просмотров: 3659 | Загрузок: 544 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Topunova_is  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]