Воскресенье, 25.08.2019, 08:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Музыкальная викторина "Неиссякаемый источник вдохновения"
[ · Скачать удаленно (700 КБ) ] 11.12.2011, 12:13
[c[color=red]]«Неиссякаемый источник вдохновения»
Памяти великого русского композитора М.И.Глинки
[/color]
Викторина по музыкальной литературе
для учащихся 7 – 8 классов

Автор: преподаватель теоретических
дисциплин МОУДОД ДШИ
Л.Г.Анащенко

ЗАТО Светлый[/c]

Неиссякаемым родником красоты и величия русской музыки для всех людей России является творчество великого композитора М.И. Глинки. В предверии памятной даты – 155 летия со Дня смерти композитора - в нашей школе была проведена музыкальная викторина, посвящённая его творчеству. Данная работа представляет собой примерный план контрольного урока в форме викторины. Его можно проводить в классе (можно составлять аналогичные викторины по творчеству любого композитора), а можно использовать как внеклассное мероприятие. Эта викторина проводилась между учащимися 7-х и 8-х классов. Проведенное мероприятие показывает, что в такой форме лучше усваивается учебный материал, укрепляется творческий союз учителя и учащихся, активизируются способности детей, а главное – повышается интерес к изучению предмета «музыкальная литература».

Начинается викторина с выбора команд и жюри.
Конкурсы:

1. Кто автор? ( по 1 баллу за правильный ответ; -1 - за неправильный)
2. Разоблачить лгуна (по 2 балла за каждую найденную ошибку)
3. Блиц – опрос (команда ответившая правильно первой получает 1 балл)
4. Угадай-ка (5 баллов за правильный ответ)
5. Составить рассказ об истории создания оперы «Иван Сусанин» (Из 15 предложенных фраз выбрать 8 правильных - по 1 баллу)
6. Узнать современницу Глинки (за правильно угаданный портрет 5 баллов)
7. «Раскрути». ( по 5 баллов за правильный ответ)
8. Отгадать музыку по словесному описанию (5 баллов)
9. Узнать тему произведения по ритму
10. Конкурс капитанов «О, счастливчик» (по 3 балла за правильный ответ)

1.
«Кто автор?»

На отдельных листочках написаны названия произведений русских и зарубежных композиторов. Нужно выбрать произведения, принадлежащие Михаилу Ивановичу Глинке.
«Жизнь за царя» - «Не искушай» - «Руслан и Людмила» - «Князь Холмский» - «Ночной смотр» - «Сомненье» - «Ночь в Мадриде» - «Патетическое трио» - «Венецианская ночь» - «Ночной зефир» - это произведения М.И.Глинки
Убрать неправильные варианты: «Соловей» - «Патетическая соната» - «Русалка» - «Красный сарафан» - «Эгмонт» - «Старый капрал» - «Картинки с выставки»

2.
«Разоблачить лгуна»
Один участник от команды исправляет ошибки в биографии композитора – в скобках указан правильный ответ (в тексте для участников он не даётся)

Михаил Семенович (Иванович) Глинка родился в 1693 году в селе Новобурасское (Новоспасское) Смоленской губернии. Был он в детстве слабым и болезненным ребёнком. В домашнем быту семьи композитора часто звучала музыка. У тети (дяди) был хороший оркестр, состоящий из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление. В 10 лет он изрек «Музыка – сердце (душа) моё». С 1817 по 1822 год Глинка учился в Москве (Петербурге) в Благородном пансионе. Преподавателем словесности и воспитателем Глинки был Кюхельбекер – друг Лермонтова (Пушкина), будущий декабрист. По окончании пансиона Глинка поступил на службу в Ведомство путей сообщения. Но служба тяготила его и он выходит в отставку. В 1830 году уезжает в Италию. Прожив в этой стране около 13(4) лет, Глинка отправляется в Германию, где берёт уроки у Зигфрида Фрейда (Дена). Вернувшись в Россию, композитор с увлечением начинает сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина, простого смоленского (костромского) крестьянина. Премьера оперы состоялась в Москве (Петербурге). Аристократическая публика восприняла её восторженно (не приняла). Пять последних лет своей жизни Глинка работает над оперой «Ромео и Джульетта» («Руслан и Людмила»). В 1844 году он уезжает за границу, во Францию и Испанию. Там он пишет свои увертюры «Арагонскую охоту (хоту)», а по возвращении в Россию – «Ночь в Париже» («Мадриде»). Последние годы Михаил Иванович живёт то в Петербурге, то в Варшаве, Берлине и Париже. Близким другом последних лет жизни композитора была его сестра Людмила Ивановна Шестерикова (Шестакова). Глинка умер в Париже (Берлине). Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро – Невской лавры.

3.
«Блиц – опрос»

Вопросы задаются обеим командам. Побеждает команда, давшая первой правильный ответ.
1. Жанр романсов «Не искушай», «Сомнение» /элегия/
2. Как называется вокальный цикл на стихи Н.Кукольника? / «Прощание с Петербургом»/
3. Женский персонаж оперы «Иван Сусанин» /Антонида /
4. Какое важное историческое событие, затронувшее всю страну, произошло в детстве композитора? /война 1812г./
5. Другое название оперы «Иван Сусанин» / «Жизнь за царя» /
6. Кому посвящён романс «Я помню чудное мгновенье»? / Е. Керн /
7. С каким деревом сравнивал П.И.Чайковский «Камаринскую» Глинки /дуб/
8. В каком действии оперы звучит знаменитый хор «Славься» /эпилог/
9. Какую песню посвятил Глинка открытию первой русской железной дороги? /«Попутная песня»/
10. Какое действие оперы называют «Польский акт»? / 2 действие /

4.
Угадайка
Из трёх музыкальных отрывков выберите произведение, принадлежавшее М.И.Глинке.

1 команда: вальсы
 В.Гаврилин. Вальс избалета «Анюта»
 М.Глинка «Вальс – фантазия»
 Ф.Шопен. Вальс cis – moll

2 команда: полонезы
 М.Глинка. Полонез из оп. «Иван Сусанин»
 Ф.Шопен. Полонез A – dur
 П.Чайковский Полонез из оп. «Евгений Онегин»

5.
Составить рассказ
об истории создания оперы «Иван Сусанин»
Из 15 предложенных фраз выбрать 8 правильных и составить из них рассказ: (каждая фраза написана на отдельном листочке)
В 1834 году М.И. Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина
Сюжет ему подсказал В. Жуковский, но либретто писать не стал
Глинке пришлось обратиться к услугам барона Ф. Розена

Оперу назвали «Жизнь за царя»
В своём произведении М.И. Глинка прославил героический подвиг простого костромского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя спасения Руси
Опера была с большим успехом исполнена в Петербурге
Передовые люди русского общества высоко оценили её
Аристократическая публика насмешливо назвала музыку «ямщицкой»
В 1843 году М.И. Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина
Сюжет ему подсказал В. Жуковский, он же написал либретто

Оперу назвали «Иван Сусанин»
Опера была впервые исполнена на сцене Большого театра в Москве
В своём произведении М.И. Глинка прославил героический подвиг простого вологодского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины
Передовые люди русского общества не сразу её поняли и приняли
Аристократическая публика высоко оценила оперу

6.
Узнать на женских портретах современницу М.И.Глинки
Задание для первой команды



Задание для второй команды



7.
«Раскрути»
Командам выдаются буквы из картона одинакового цвета и размера, из которых нужно сложить название произведения М.И. Глинки.

«ВАЛЬС – ФАНТАЗИЯ» «КНЯЗЬ ХОЛМСКИЙ»

8.
Узнать музыку по словесному описанию
Задание для первой команды:
Мелодическая линия очень проста, в ней преобладает плавное, поступенное движение. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка величава. Торжественность и эпическая сила придают ей черты марша. Сам Глинка называл эту музыку гимном – маршем. С предельной выпуклостью и чёткостью здесь воплощён богатырский образ русского народа. (Хор «Славься»)
Задание для второй команды:
Музыка своей простотой и естественностью близка русским народным песням. Мирный и спокойный её характер усиливается аккомпанементом в духе колыбельной. По словам самого Глинки, эта музыка «выражает тихую, беззаботную жизнь… характер её наивный, как и характер самого героя» («Песня Вани»)

9.
Узнать тему произведения по ритму
Узнать темы по ритму, написанному на ватмане
«Славься» «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин»

10.
Конкурс капитанов
1. Какой танец не входит во 2 д. оперы «Иван Сусанин»?
a) мазурка
b) полька
c) полонез
1. Какой герой не участвует в исполнении трио «Не томи, родимый»
a) Ваня
b) Антонида
c) Собинин

2. Трагедию «Князь Холмский» написал…
a) Пушкин
b) Лермонтов
c) Кукольник
2. Какое симфоническое произведение Глинка написал в Испании?
a) «Ночь в Мадриде»
b) «Арагонская хота»
c) «Вальс – фантазия»
3. Какой романс написан не на слова А.С. Пушкина?
a) «Ночной зефир»
b) «Я помню чудное мгновенье»
c) «Ночной смотр»

3. Какая песня не входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом»?
a) «Попутная»
b) «Жаворонок»
c) «Не искушай»

4. Какая из народных тем не легла в основу «Камаринской»
a) «Из-за гор, гор высоких»
b) «Камаринская»
c) «Из-за леса, из-за гор»

4.Какой романс Глинка посвятил Е. Керн?
a) «Не искушай»
b) «Я помню чудное мгновенье»
c) «Сомнение»
5.Кто из персонажей отсутствует в опере «Иван Сусанин»?
a) Никита
b) Антонида
c) Собинин
5. Какой персонаж отсутствует в опере «Руслан и Людмила»?
a) Наина
b) Добрыня
c) Фарлаф

6. В каком из перечисленных жанров не работал Глинка?
a) симфоническая фантазия
b) балет
c) романс
6. В каком из перечисленных жанров не работал Глинка?
a) опера
b) концерт
c) фортепианные пьесы

7. Прослушивание какого произведения Глинки великий князь Михаил Павлович приравнивал к гауптвахте?
a) «Иван Сусанин»
b) «Камаринская»
c) «Руслан и Людмила»
7.Музыку какого произведения Глинки аристократическая публика назвала «ямщицкой»?
a) «Камаринская»
b) «Иван Сусанин»
c) «Попутная песня»

Подведение итогов конкурса жюри. Награждение победителей.

[c]
Категория: Музыка и пение | Добавил: митя345
Просмотров: 1681 | Загрузок: 426 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]