Суббота, 03.12.2016, 14:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
[ · Скачать удаленно () ] 16.03.2014, 21:41
1.Тип урока: изучение нового материала
2.Цели урока: побудить детей к обучению игре на русских народных инструментах
3.Задачи урока:
Образовательные задачи:
-расширить знания детей по истории развития музыкальных инструментов русского народного оркестра;
-познакомить с составом инструментов русского народного оркестра;
-познакомить детей с художественно-выразительными особенностями инструментов русского народного оркестра.
Воспитательные задачи:
-содействовать формированию уважительного отношения к истории и традициям русского народа;
-создание условий для воспитания социально-коммуникативных навыков поведения.
Развивающие задачи:
-создание условий для развития воображения, фантазии, внимания, памяти;
-способствовать расширению кругозора, развитию познавательной активности;
-способствовать развитию чувства ритма.

4.Краткое описание хода урока: 1.Организационное начало. Презентация оркестра.(при входе в аудиторию дети выбирают разноцветный квадратик с улыбкой).
Участники оркестра сидят с инструментами в зале.
Вед.1: Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в нашем коллективе – оркестре русских народных инструментов «Серебряный родник».
Сегодня, Вы узнаете интересные факты из истории музыкальной культуры, познакомитесь с инструментами русского народного оркестра, услышите голоса наших инструментов, и даже помузицируете с участниками нашего оркестра. Но сначала давайте познакомимся.
Активный метод «Цепочка».
На экране – презентация.
Слайд 1.Участники коллектива выходят вперед, читают стихи, демонстрируют музыкальные инструменты.
Слайд 2. Участник 1: Мы живем в замечательном городе, он красив и очень велик.
Ходим в школу, играем в оркестре, под названием «Серебряный родник»!
Слайд 3. Участник 2: Ой, звенит она - звенит, всех игрою веселит
А всего-то три струны, ей для музыки нужны.
Кто - такая, отгадай-ка? Это наша – …балалайка.
Участник 3: Домра, как забытая царица, что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси.
Участник 4: У него рубашка в складку, любит он плясать в - присядку
Он и пляшет и поет, если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем, с перламутровым огнем
Весельчак, а не буян, голосистый наш –… баян.
Участник 5: Он по виду брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком -… аккордеон.
Участник 6: Этот струнный инструмент, зазвенит в любой момент
И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале
А в оркестре – она глава, это наша – бас гитара.
Участник 1: Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный, он в оркестре президент.
Кто же это – дирижер.
Вот коллектив, в котором уютно всем!
(произносят все участники презентации).
Слайд 4. Участник 2: Это – наши руководители - мудрые, строгие, которые верной ведут нас дорогою,
храня от различных забот и проблем.
В коллективе, в котором уютно всем!
(произносят все участники презентации).
Слайд 5. Участник 3: А вот педагоги профессиональные - строгие, умные, оригинальные.
В тревогах, в раздумьях они и в заботе,
в очень ответственной важной работе. В коллективе, в котором уютно всем!
(произносят все участники презентации).
Слайд 6. Участник 4: А вот посмотрите - наши дети, самые лучшие дети на свете.
Несчастных у нас не отыщите лиц, «дерзайте, творите» - вот наш девиз.
И среди них талантов не счесть, всех рангов уже победители есть.
В коллективе, в котором уютно всем!
(произносят все участники презентации).
Слайд 7, 8, 9. Участник 5: Мы популярность честно заслужили. В районе, городе и дальнем зарубежье.
С концертами немало колесили. С победой возвращались - в «Левобережный»!
Слайд 10, 11, 12. Участник 6: Оркестр наш существует 10 лет. Он самый лучший - мы об этом знаем
Еще не раз добьемся мы побед. Своим искусством город прославляя.
Активный метод «Карта». Вед1: Ребята, на доске Вы видите лист белой бумаги. Это наша карта. И заполнять её мы будем в процессе нашего мероприятия. 2.Основная часть занятия.
2.1.Оркестр.Виды оркестров.
Вед.2: Что же обозначает слово – оркестр?
Слайд 13. Вед.1: В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на которой во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения.
Слайд 14,15,16. Вед.2: В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра: симфонический оркестр, духовой оркестр, эстрадный оркестр, оркестр русских народных инструментов.
Слайд 17. Вед.1: Итак, оркестр – это большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. Наш оркестр называется – русским народным, потому, что мы играем на русских народных инструмента.
2.2.Классификация музыкальных инструментов.
Слайд 18. Вед.2: Многообразие музыкальных инструментов поражает, чтобы не запутаться, их объединили по способу извлечения звука в три большие группы.
Вед.1: Группу инструментов, где звук возникает от удара, называют – ударной. Группу, где звук создается колебанием воздуха – духовой. А ту, где звук издает струна – называют струнной.
Вед.2: Как, Вы считаете, к какой группе относятся эти инструменты?
Предложить зрителям определить, к какой группе относятся инструменты.
Участники оркестра демонстрирую следующие инструменты:
домра, бубен, балалайка, колокольчики, жалейка, бас гитара, ложки деревянные, свистульки.
Вед.1: Итак, давайте поближе познакомимся с группой струнных инструментов нашего оркестра.
2.3.Знакомтесь – домра.
Слайд 19. Вед.2: Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент, овальной формы с длинной шейкой – грифом. Имеет три струны, играют на ней с помощью медиатора. Послушайте, как звучит домра малая.
Участник коллектива исполняет музыкальный фрагмент на малой домре.
Вед.1: В оркестре домры малые исполняют мелодию на два голоса. Домра малая первая – играет верхний голос, а домра малая вторая – нижний. Послушайте, как сливаются два голоса в исполнении домр, первых и вторых.
Слайд 20. Вед.2: Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях. Игроки на домре назывались домрачеями. Иван Грозный любил плясать под их игру, а к началу 16 века была создана Государева Потешная палата, где звучали кроме домры основного вида и её разновидности – «домришко» и «домра большая басистая».
Слайд 21. Вед.1: И в нашем оркестре звучат домры разных размеров - малые и альтовые. Домры отличаются не только размерами, но и высотой звучания, окраской голоса. Звук у альтовой домры более низкий, бархатный. И сейчас Вы услышите голос альтовой домры.
Участник коллектива исполняет музыкальный фрагмент на альтовой домре.
Вед.2: На Руси в Средние века домры и исполнители на домрах, пользовались немалой популярностью в народе. Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку – гриф, натягивали струны из жил животных. Играли щепочкой, перышком.
Вед.1: Послушайте, как красиво сочетаются в ансамбле голоса малой домры и альтовой.
Участники коллектива исполняют на малой и альтовой домре музыкальный фрагмент.
Слайд22. Вед.2: В 1648 году в истории домры наступает драматический момент. Царь Алексей Михайлович издаёт указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ».
Вед.1: Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но Домре суждено было возродиться буквально из пепла!
2.4.В.В.Андреев и балалайка.
Вед.2: Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреев.
Слайд 23. Вед.1: В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру Семёну Ивановичу Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента. Реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны. Вот на таких домрах мы и играем в нашем оркестре.
Слайд 24. Вед.2: Сейчас самое время познакомится с музыкальной эмблемой России – балалайкой! Её знают все.
Участник коллектива исполняет музыкальный фрагмент на балалайке.
Слайд 25. Вед.1: В 18 и начале 19 века балалайка была, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Она имела деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на котором были натянуты три струны. Звук извлекался щипками и ударами по струнам.
Слайд 26. Вед.2: А знаете ли Вы, что игрой на балалайке увлекался выдающийся композитор, скрипач 18 столетия Иван Евстафьевич Хандошкин. Корпус его балалайки был сделан из тыквы, внутри он был проклеен порошком битого хрусталя, что создавало особую звонкость, серебристость звука.
Слайд 27. Вед.1: Василий Васильевич Андреев, с удовольствием музицирующий на балалайке, задумал дать инструменту новую жизнь – привести её в концертные залы. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в конструкции балалайки, и с балалайкой новой конструкции Андреев начал выступать с сольными концертами.
Слайд 28, 29. Вед.2: В 1887 году Василий Васильевич Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр. Называется он теперь – оркестр русских народных инструментов имени В.В.Андреева.
Слайд 30. Вед.1: Фундаментом любого оркестра является бас. В оркестре русских народных инструментов имени В.В. Андреева эту функцию выполняет контрабас – самый низкий по звучанию среди струнных инструментов. Посмотрите – это балалайка больших размеров.
Демонстрация контрабаса.
Вед.2: А в нашем оркестре мы используем более современный инструмент – бас-гитару. И сейчас, мы предлагаем Вам послушать ансамбль домр и балалаек. Обратите внимание – домры будут играть тему, балалайки им аккомпанировать, а бас-гитара будет им опорой.
Участники коллектива исполняют музыкальный фрагмент.
2.5.Знакомтесь – баян и брат его аккордеон.
Вед.1: Без баяна и аккордеона невозможно, пожалуй, представить себе звучание русского народного оркестра. Эти инструменты относятся к группе клавишно-духовых. Звук, у них появляется от прикосновения к кнопочкам или клавишам, за счёт вдуваемого потока воздуха. Послушаем рассказ баяна.
Слайд 31.Встают участники коллектива с баяном и аккордеоном. Участник коллектива с баяном: Аккордеон – брат мой кровный. Путают нас те, кто не присмотрится. У аккордеона на одном боку – клавиши, как у рояля, а на другом кнопки. А у баяна – кнопки и справа, и слева. Вот послушайте голоса наших инструментов.
Участники коллектива с баяном и аккордеоном исполняют музыкальный фрагмент.
Вед.2: Родом баян, из старинного русского города Тулы, славного всяческими ремёслами. Вышел из многочисленной семьи – гармошек. А сотворил его, гармошечных дел мастер Пётр Стерлигов. И имя ему дали гордое, былинное. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» былинного певца зовут – Боян.
Вед.1: Мы предлагаем Вам послушать, как вплетается голос баяна и аккордеона в звучание струнной группы оркестра.
Участники коллектива исполняют музыкальный фрагмент (струнная группа звучит вместе с группой баянов).
Вед.2: Каждая группа инструментов вносит в звучание оркестра свою краску, создавая разноцветную звуковую палитру. И один из цветов, в нашей звуковой палитре принадлежит группе – ударных инструментов.
2.6.Поиграем на ударных инструментах.
Слайд 32. Участники коллектива демонстрируют ударные инструменты, сопровождая показ рассказом.
Участник 7: Клавишные колокольчики - набор металлических пластинок, разной величины, укреплённых на деревянных брусках. Пластинки расположены, как клавиши на фортепиано. Играют на них палочками или молоточками. Этот инструмент придаёт звучанию необычайный, фантастический колорит.
Участник 8: Бубен - инструмент с неопределённой высотой звука. Это обруч. с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. На обруч натянута кожа. Играют на бубне, потряхивая его, ударяя по коже и обручу.
Участник 9: Деревянные ложки – это русский народный музыкальный инструмент, похожий на кастаньеты. Звук - чёткий, звонкий получается от удара выпуклыми сторонами. Иногда к ручкам привязывают маленькие бубенчики.
Участник 10: Треугольник – по форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий, звонкий и нежный.
Участник 11: Трещотки - «..и сейчас же щётки, щётки, затрещали, как трещотки..».
Вед.1: Все мы с детства помним эти строчки из «Мойдодыра» Чуковского, но вот, что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только одно – они трещат.
Участник 11: Трещотки – старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих, тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Вед.2: Вот и познакомили мы Вас с инструментами нашего оркестра. И хотим предложить Вам сыграть с оркестром на ударных инструментах.
Приглашаются зрители (человек 6-8), берут ударные инструменты.
Вед.1: Давайте попробуем извлечь звук из инструментов, что у Вас в руках. Получается. Здорово. Но, чтоб играть всем вместе, слаженно нужен - дирижер. Он нам покажет где, какая группа инструментов вступает, задаст темп исполнения нашего музыкального произведения.
Выходит дирижер. Звучит оркестр вместе с группой исполнителей из числа зрителей.
Вед.2: Молодцы. Наша встреча подходит к концу, мы познакомили Вас с инструментами русского народного оркестра, Вы узнали интересные факты из истории инструментов, услышали голоса наших инструментов, помузицировали вместе с нами и мы надеемся, что наши народные инструменты стали Вам ближе.
3.Подведение итогов и подарок.
Слайд 33. Вед.1: Мы дарим Вам в исполнении нашего оркестра «Серебряный родник» музыкальное произведение - Андрей Петров «Вальс» из кинофильма «Петербургские тайны». Активный метод «Аплодисменты» (Приложение 1).
Вед.2: Ребята, в музыке есть такое понятие – «динамика», в переводе с греческого – сила, сила звука. Давайте оценим, как мы с Вами занимались силой звучания Ваших аплодисментов. Кому понравилось наше занятие – Ваши аплодисменты. У кого появилось желание сходить на концерт оркестра русских народных инструментов - Ваши аплодисменты. Кто захотел учиться играть на инструментах русского народного оркестра - Ваши аплодисменты. Кто остался равнодушным к исполнительству на русских народных инструментах ….
Вед.1: Спасибо за внимание, (в руках у ведущего шкатулка с пригласительными билетами)
Ребята, в шкатулке лежат пригласительные билеты на первое занятие. Те, у кого появилось желание заниматься в нашем оркестре возьмите пригласительный билет. До новых встреч!

5.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
-познакомятся с классификацией музыкальных инструментов по способу звукоизвлечения;
-получат представление об оркестре, виды оркестров;
-познакомятся с историей развития инструментов русского народного оркестра;
-познакомятся с художественно-выразительными особенностями инструментов русского народного оркестра;
-познакомятся с способом организации работы оркестра русских народных инструментов (дирижер, группа инструментов, партия);
-приобретут первоначальный навык игры на ударных инструментах русского народного оркестра;
-расширят музыкальный кругозор;
-познакомятся тембром звучания русского народного оркестра;
-познакомятся с музыкальным понятием – динамика (сила звука)
-у детей возникнет желание заниматься музыкой, игрой на музыкальных инструментах русского народного оркестр
Категория: Музыка и пение | Добавил: n_a_t_a_l_y_n_i_k
Просмотров: 588 | Загрузок: 149 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Уважаемы Наталья Николаевна, Виктор Александрович, Елена Владимировна!
Организаторыконкурса рады сообщить Вам, что экспертная комиссия «Дополнительного
образования детей» оценила вашу конкурсную работу в  52 балла из 110
возможных. Мы благодарим Вас за интересную разработку, которая займет достойное
место в методической копилке  материаловфакультета интерактивных технологий и будет рекомендована для  использованияпедагогическому сообществу учителей (воспитателей, педагогов дополнительногообразования и т.д.). Желаем Вам дальнейшего творческого роста и будем радывидеть Вас на мероприятиях, проводимых порталом "Мой
Университет" http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/competitions/#.U0k0E8GzWqI.Официальное экспертное заключение Вы можете заказать, оформив заявку по
адресу  http://moi-universitet.ru/ru....cvl_uSo.

2  
Спасибо за информацию.

1  
Материал прошел техническую экспертизу, допущен к участию в конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]