Вторник, 22.01.2019, 14:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

Интонация как выразительное средство музыки
[ · Скачать удаленно (19.48 Kb) ] 05.09.2012, 19:26
Интонация как выразительное средство музыки.

Проблемам интонационной специфики музыки, и в частности связи музыки и речи, посвящены исследования многих музыкантов-ученых прошлого и настоящего времени. Особая заслуга в разработке вопросов, связанных с интонацией, принадлежит выдающемуся советскому музыканту, ученому – просветителю Б. Асафьеву.
Что же понимается под термином «интонация»?
Традиционному пониманию интонации, как точности вокального или инструментального исполнения Асафьев противопоставил гораздо более глубокую трактовку интонации как единой содержательной основы музыки и речи. Интонация – носитель жизненного содержания, смысла музыки. В человеческой речи вне интонации часто бывает трудно уловить смысл. В музыке же интонационная сторона (т. е. звуковысотные, темповые, ритмические, тембровые изменения) является главной основы содержательности музыкального образа. Поэтому Асафьев и назвал музыку «искусством интонируемого смысла». Это наиболее широкое пони мание интонации. Более узкая трактовка этого понятия связана с интонацией как качеством музыкального произведения, интонационной осмысленностью исполнения музыки. Новая грань понятия интонации – интонация как наименьшая выразительно-смысловая частица музыки.
Наиболее узкое употребление термина «интонация» относится к точности воспроизведения звуковысотного исполнения. Необходимость правильной, «чистой» интонации вызвана именно тем, что малейшая неточность может сказаться на смысле музыкальной фразы.
Сходство музыки с интонациями речи помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь – основное средство общения людей между собою. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи – ее интонация – служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей. Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И, наоборот, слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонации ощутим, какие чувства владеют говорящим.
Музыка взяла от речевой интонации способность выразить эмоцию – и безмерно развила, обогатила ее. Выражение чувств, настроений, страстей и составляет самую сильную сторону музыки. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
Для осознания музыкальности речи, живой выразительной человеческой интонации, без которой, несмотря на то, что все слова остаются на месте, смысл произносимого оказывается понятным или искаженным. Можно предложить вспомнить, как разговаривают роботы. И подумать, чем отличается их «произношение» от выразительной речи живого человека.
Лишенная выразительности, монотонная речь робота не дает нам возможности понять, как он сам относится к тому, о чем говорит. Все слова робот произносит четко, правильно, но живая человеческая интонация отсутствует. А как раз по интонации и можно судить об отношении человека к тому, о чем он рассказывает: ведь одно и то же слово можно произнести совершенно по-разному. Вот и получается, что вне интонации нет человека, нет его отношения к окружающему миру. Можно вспомнить попевку «Первый класс».
Здесь можем услышать интонацию вопроса и ответа.
На новом уровне тема «интонация» решается, в связи с осмыслением значимости интонационных нюансов в процессе сопоставления речевой и музыкальной интонации.
Если вспомнить песню Т. Попатенко «Скворушка прощается».
Можно обратить внимание учащихся на фразировку, соответствие речевой и музыкальной фразы, на выразительное значение неторопливого темпа и нисходящей мелодической линии, которая в середине куплета сменяется восходящим движением – мажорная окраска («вдруг на ветке скворушка песенку запел»).
На примерах песен и попевок, которые разучиваются или исполняются на уроках, учащиеся почувствуют необходимость разнообразной интонационной выразительности ласковой или гордой, задорной или настойчивой. Ведь только найдя правильную интонацию, можно передать определенный характер музыки. Сыграть по 4 – 5 звуков знакомых мелодий.
Можно ли узнать по 4 – 5 звукам произведение? – Можно, потому, что мы слышим и узнаем самые характерные черты, которые заложены в нескольких звуках – в «зерне – интонации».
Чтобы усвоить эту тему, можно на уроке с учащимися поимпровизировать, например, на текст:
Баю - , баю –
Мишеньку качаю…
Баю -, баю –
Сладко засыпай…
сочинить мелодию.
Музыка без текста также способна выразить определенную мысль. Например: в Четвертой симфонии П. И. Чайковского, слушая музыку, выражаущую счастливое упоение, неожиданно вторгаются неумолимые воинственные звучания и безжалостно разрушают настроение блаженства. Это можно понять как выражение мысли о том, что счастье недостижимо, что мечты о нем разрушатся при столкновении с враждебными силами жизни.
Дать прослушать фрагмент Четвертой симфонии П. И. Чайковского.
Знакомство с темой «Интонация» во второй четверти второго класса лишь первый шаг в многолетнем постепенном освоении слухом и сознанием этой важнейшей закономерности музыкального искусства.
Тема «Интонация» находит свое естественное продолжение в темах: «Развитие музыки» и «Построение (формы) музыки». Это своеобразная тематическая триада, где каждая из этих тем не мыслится вне двух других. В содержании этих тем акцент ставится на постижении интонационного развития и становления музыкальной формы.
Тематическое содержание третьего класса предлагает постоянную опору на понимание учащимися интонационных особенностей музыки разных народов; сравнение интонаций по сходству и различию.
Во втором полугодии четвертого класса («Музыка и изобразительное искусство») музыкальные интонации рассматриваются в сопоставлении с выразительными средствами изобразительного искусства.
В пятом классе – рассматривается правдивость той или иной интонации, способность выразить правду жизни, ограниченность интонационного строя произведения.
Новый уровень освоения интонации и интонационного развития – темы шестого класса «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Здесь большое внимание уделяется сопоставлению, взаимодействию интонацией в рамках одного или нескольких образов одного сочинения.
«Интонация» наряду с «песней, танцем и маршем» – одно из стержневых понятий, включенных в программу с целью развития музыкальной культуры учащихся. Можно подытожить, сделать вывод:
1) Через сравнение речевой и музыкальной интонации – нацелить учащихся на восприятие музыки как живой речи.
2) Путем осознания смысловой значимости интонационных нюансов добиться интонационно-осмысленного исполнения музыки.
3) На основе восприятия и осознания «зерна – интонации» как содержательной ячейки музыкального образа – формировать у учащихся способность дифференцированного восприятия музыки, умение вычленять ее главные выразительно-смысловые элементы.
Категория: Музыка и пение | Добавил: olala478
Просмотров: 2977 | Загрузок: 358 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]