Среда, 12.12.2018, 15:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Моделирование и конструирование

Простейшие плавающие модели. Технология изготовления модели кораблика
[ · Скачать удаленно (203.47 кб) ] 23.01.2012, 08:37
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация
Автор занятия Гумерова Людмила Валериевна
Должность Педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Республика/край Красноярский край
Город г. Норильск
Предмет Моделирование и конструирование
Класс/группа Группа раннего творческого развития (дошкольники 6-7 лет)
Продолжительность урока/мероприятия 60 мин
Методическая информация
Тема занятия Технология изготовления модели кораблика
Автор учебника, по которому ведётся обучение Г. С. Альтшуллер
Тип занятия: комбинированный. На предыдущем занятие в ходе усвоения новых знаний учащиеся познакомились с игрой «Маленькие человечки», научились находить и сравнивать предметы где «живут» твердые, жидкие и газообразные «человечки». На данном занятии учащиеся должны закрепить полученные ранее знания и умения.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы На данном занятии присутствовали учащиеся с правополушарным типом восприятия, способные принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Данное занятие развивает у учащихся познавательные способности, творческое воображение, память, логику, внимание, происходит переход от игры как ведущей деятельности к учению. В результате у учащихся появляется не только уверенность в себе, но и умение самостоятельно поставить задачу и найти пути ее решения.
Цели занятия Способствовать формированию конструкторских навыков с помощью метода эксперимента и элементов ТРИЗ
Задачи занятия
1.Формирование навыков решения изобретательских задач через игру «Маленькие человечки»;
2.Развитие мыслительной деятельности, творческого воображения;
3.Отработка приемов поиска, сравнения, анализа стихотворения «Ветер по морю гуляет…», решения противоречий;
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия В ходе занятия учащиеся закрепят навыки понимания твердого, жидкого, газообразного «человечка». Познакомятся с приемами решения противоречий (притягивание, отталкивание, бездействие), отработают приемы поиска, сравнения, построения модели взаимодействия по стихотворению «Ветер по морю, гуляет и кораблик подгоняет…», используя метод мыслительной деятельности. Приобретут практические навыки решения задач с помощью инструментария ТРИЗ.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению Закреплению подлежит учебный материал, который изучался в ходе нескольких занятий по разделу: «Простейшие плавающие модели» образовательной программы «Восхождение к мастерству». На данном занятии учащиеся познакомились с разновидностями водного транспорта, его основными частями и назначением.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Отличительные знаки каждой команде, жетоны со схематическим изображением твердых, жидких, газообразных «человечков».
Образец модели кораблика, технологическая карта по изготовлению модели кораблика, шаблоны деталей кораблика.
Подробный конспект занятия
Организация начала занятия
Здоровьесберегающий метод. Пальчиковая игра «Здравствуй пальчик»
Цель: Создание эмоционального настроя
Задача:
Активизация учащихся к познавательной и трудовой деятельности
Технология проведения:
Педагог: «Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы сегодня пришли. У меня, поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру «Здравствуй пальчик»
(учащиеся приветствуют друг друга по предложенным правилам).
Педагог: «Мы с вами поздоровались, теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие».
Каждый учащийся по очереди здоровается с пальчиком, рядом стоящего, и произносит имя Например: «Здравствуй, Миша, привет Павлик и т.д.
Коммуникативные - овладение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
Коммуникативные - навыки работы в группе, овладение способами взаимодействия с окружающими.

Вхождение или погружение в тему -
Авторский видео ролик - ИКТ «Один день из жизни малышей-коротышей»
Цель: Стимулирование и мотивация учащихся к трудовой деятельности
Задача: Активизация познавательной деятельности
Предварительная подготовка: Технические средства обучения (компьютер, проектор)
Технология проведения:
Педагог: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в самый Знаменитый сказочный город на свете. А как он называется, вы догадаетесь, посмотрев фрагмент видеофильма В одном сказочном городе жили замечательные ребята, называли их малышами - коротышами. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Фиалковая, аллея Бархатцев, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Самым главным в этом городе был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много, а знал он много, потому что читал разные книги. Поэтому все его слушались и очень любили. В этом же домике жил знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Каждый день они придумывали разные игрушки, модели и испытывали их. Жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек и поил их микстурой из трав, для того чтобы коротыши никогда не болели и были всегда здоровы. А художник Тюбик рисовал различные картины, чтобы у жителей городка всегда было хорошее настроение. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышей, ссорился с ними двадцать раз на день и двадцать раз на день мирился. И это продолжалось до тех пор, пока с Незнайкой не приключилась одна история».
Знайка: «Что случилось Незнайка?»
Незнайка: «У меня беда. Я только хотел запустить кораблик, а он затонул. Видимо я не все знаю, помоги мне, достать кораблик».
Знайка: «Вот видишь Незнайка, я тебе говорил, что плохо закончится, если будешь торопиться». Незнайка: «Знайка, ты же знаешь, что я не люблю сидеть на месте. Я много где побывал, даже на Луну летал! А теперь мне скучно. Я хотел быстрее отправиться путешествовать на своем кораблике?» Знайка: «Знаешь Незнайка, я знаю одну необычную страну под названием Техноград. В этой стране живут и трудятся замечательные и дружные ребята. Я думаю, они бы смогли тебе помочь». Незнайка: « Вот бы туда попасть! Ты поможешь мне?»
Знайка: « Помочь то смогу. А ты не побоишься? Я отправлю тебя туда, но возвращаться тебе придется самому. Согласен?» Незнайка: «Конечно, согласен! Разве я когда-нибудь боялся чего-то? Скорей отправляй меня в эту страну!»
Знайка: «Как знаешь Незнайка, если ты готов, закрой глаза, «Крибле-крабле- бумс»!
Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма «Один день из жизни малышей-коротышей», голос за кадром рассказывает о жизни и приключениях жителей Цветочного города, главный герой Незнайка из фильма попадает на занятие к учащимся.
Формирование ожиданий обучающихся
Метод мыслительной деятельности
Цель: Ознакомление учащихся с методом эксперимента
Задачи: Формирование навыков решения изобретательских задач через игру «Маленькие человечки»
Предварительная подготовка: Две бутылочки и емкость с водой.
Технология проведения:
Педагог: «Проведем эксперимент: возьмем две бутылочки, одну пустую, а другую наполним жидкостью и опустим в емкость с водой. Что мы видим, бутылка с жидкостью начинает тонуть. Почему?» Ответы детей (бутылка с жидкостью становится тяжелее воды, жидкий «человечек» в окружение твердых «человечков»). Педагог: Как, используя свойства воздуха можно поднять кораблик Незнайки? Свойства воздуха - воздух легче, чем вода. Какую форму имеет воздух? Твердую, жидкую или газообразную? Ответы детей (газообразную). Педагог: В каких предметах «живут» газообразные «человечки»? Ответы детей (теннисный шарик, спасательный круг, резиновый мячик, автомобильная камера, воздушный шарик). Педагог: Предложите ваши варианты решения задачи? Ответы детей: кораблик Незнайки можно поднять со дна:
1) Заделав все отверстия в кораблике, оставив лишь одно через которое загрузить все свободное пространство внутри кораблика теннисными шариками;
2) Взять определенное количество надутых автомобильных камер и привязать их по очереди к катеру - внутри, снаружи.
Вывод: так как внутри теннисных шариков (автомобильных камер) «живут» газообразные «человечки», соответственно воздух легче воды, таким образом, вода вытолкнет кораблик Незнайки. Педагог с учащимися проводит эксперимент с бутылками, используя игру «Маленькие человечки» Познавательные – умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
Учебно-познавательные креативные навыки: добывания знаний непосредственно из окружающей действительности.
Практический метод Изготовление модели кораблика
Цель: Овладение технологическими приемами по изготовлению модели кораблика
Задачи: Формирование конструкторских навыков
Предварительная подготовка:
1. Разработаны дидактические и наглядные материалы: образец кораблика, технологическая карта, шаблоны.
2. Подобран раздаточный материал: капсула из-под киндер сюрприза, плотный пенопласт, прозрачная пленка, цветной картон, цветная бумага, фольга, зубочистки, скрепка, бусинки, швейные булавки, клей ПВА «Столяр», рисунки (якорь, спасательный круг, флажок и т.д.).
Технология проведения:
Учащиеся самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, в сопровождении педагога изготавливают кораблики
(Учащиеся выполняют практическую работу, изготавливают модели корабликов) До начала практической работы учащиеся повторяют правила безопасной работы с ножницами, отрабатывают на подкладных досках приемы безопасной работы с шилом, рассматривают из каких основных частей состоит модель кораблика (корпус, палуба, мачта, рубка). Личностные – проявляются в совершенствовании умения работать с технологическими картами, по шаблонам, самоконтроле при выполнении практической работы, соблюдении правил ТБ.
Учебно-познавательны – развитие нестандартного мышления при самостоятельном выполнении предложенного педагогом задания
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Разминка 3 мин Игровой метод
Игра «Маленькие человечки» Заимствованный, но измененный Цель: Закрепление знаний о твердых, жидких и газообразных «человечках»
Задача: Активизация игровой деятельности
Предварительная подготовка:
металлический шарик, бутылка с водой, теннисный шарик
Технология проведения:
Педагог: «Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькие человечки». Но прежде чем начать игру мы с вами вспомним, как выглядят «маленькие человечки»
«Как вы думаете, ребята, «маленькие человечки» имеют форму? Что бывает твердым? жидким? газообразным? Твердый «человечек» - имеет форму (например, металлический шарик, гвоздик и т.д.), жидкий «человечек» – занимает форму в определенном количестве (например, бутылка с водой, водопроводная труба и т.д.), газообразный «человечек» – занимает любую форму в любом количестве (например, теннисный шарик, воздушный шарик и т.д.)».. Во время игры учащиеся, руководствуясь педагогом, встают и демонстрируют как обозначаются твердый, жидкий, газообразный «человечек». - -
Подведение итогов
Метод мыслительной и игровой деятельности
Игра: «Речная флотилия»
Цель: оценка уровня сформированных на занятии навыков решения конструкторских задач
Задачи:
Отработка приемов поиска, сравнения, анализа стихотворения «Ветер по морю гуляет…», решения противоречий;
Анализ результата выполненной практической работы.
Предварительная подготовка:
Емкость с водой
Технология проведения:
Педагог: «Итак, наши кораблики готовы. А теперь проверим кораблики на устойчивость в воде (учащиеся опускает в емкость с водой кораблик, и слегка дуют, изображая ветер).
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…». Скажите, пожалуйста, какую форму имеют кораблик, море и ветер? Правильно, твердую, жидкую и газообразную.
Педагог: Что появляется в воде под действие ветра? Ответы учащихся:
Море и ветер (притягивание, под действием ветра образуются волны);
Кораблик и море (бездействие, ничего не происходит, кораблик стоит на месте);
Кораблик и ветер (отталкивание, под действием ветра кораблик плывет)
Молодцы ребята, вы замечательно потрудились, сейчас мы с вами проведем игру: «Речная флотилия».
Учащиеся становятся друг за другом, держат в руках кораблики и по очереди запускают свои кораблики
Познавательные – умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
Учебно-познавательные креативные навыки: добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, через решение противоречий.
Категория: Моделирование и конструирование | Добавил: Gumerova_11
Просмотров: 2289 | Загрузок: 354 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Topunova_is  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]