Суббота, 03.12.2016, 14:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Основные этапы работы над созданием анимационного фильма
[ · Скачать удаленно (7.90 Мб) ] 09.04.2015, 14:18
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 25

И.О. Всеволодская

Методические рекомендации
Основные этапы работы над созданием анимационного фильма

Новосибирск 2015
ВВЕДЕНИЕ
Для художественно-эстетического развития учащихся детской школы искусств мне представляется особенно важным вовлечение детей в процесс создания анимационного фильма, это развивает у детей умение творчески мыслить и принимать нестандартные решения, что является основополагающими качествами креативной личности.
Я работаю по рабочей программе, созданной на основе анализа образовательных программ и литературных работ известных отечественных мультипликаторов, сценаристов и режиссеров: Ф. С. Хитрука , А. Митты, П. П. Анофрикова, Ю.Б. Норштейн и др.
Изучение методических подходов привёл меня к пониманию того, что необходимы активные: групповые, ролевые, практико ориентированные методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, проектная деятельность. Создание мультфильма это анимационный проект, который реализуется учащимися от идеи до законченного анимационного произведения.
В результате соединения различных форм деятельности у детей развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Это помогают мне поддерживать интерес к кропотливой работе над анимационным проектом.
При работе над анимационным фильмом происходит обращение к различным видам изобразительного искусства: рисунку, живописи, лепке, дизайну и декоративно-прикладному творчеству, что расширяет кругозор у детей. При создании мультфильма такие предметы как литература, музыка, актерское мастерство, режиссура, операторское мастерство помогают создавать детям изобразительные образы и вносить в них новый смысл.
Занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, достаточно четко представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для художественно-эстетического развития. В процессе создания мультфильма у детей развиваются сенсомоторные качества, дающие возможность быстрого усвоения технических приемов, особенностей плоской и объемной формы, характера линий и пространственных решений, цвета, ритма и движения.
В своей работе активно использую информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), что способствует развитию самостоятельности и творческой активности. Владение ИКТ является неотъемлемой частью моей работы и работы моих воспитанников, мы владеем программами захвата видео, обработкой кадров, их редактирования, монтажа фильма, сведения музыкального сопровождения и озвучивания.
Занимаясь анимационным творчеством, у учащихся отмечается динамика формирования социальных компетентностей:
- противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение;
- сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения;
- улаживать разногласия и конфликты;
- договариваться;
- разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
- организовать свою работу;
У учащихся сохраняется высокий уровень мотивации и интерес к обучению, что подтверждается сохранностью контингента, отсутствием пропусков занятий по неуважительной причине, сохранение интереса к анимационному искусству вне школы, желание детей продолжить обучение в анимационной студии. Поэтому я готовлю программу третьего года обучения по направлению «Анимационное искусство»
В процессе занятия анимационным творчеством, у учащихся закладывается ряд актуальных практических компетенций:
- искать, и анализировать информацию;
- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию;
- противостоять неуверенности и сложности;
- оценивать произведения искусства и литературы;
- приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
- организовать свою работу;
- адаптироваться: использовать новые информационно-коммуникации технологии;
- находить новые решения, позволяющие создать собственный творческий проект, «от идеи до реализации».
Таким образом, в процессе обучения учащиеся анимационной студии овладевают основными этапами работы по созданию анимационного фильма: определение темы и идеи фильма, накопление знаний в контексте идеи фильма, разработка сценария, разработка и изготовление эскизов персонажей и фонов, раскадровка, съемка эпизодов согласно сценарию, озвучивание реплик персонажей и подбор фрагментов музыкального оформления фильма, монтаж фильма, просмотр и анализ.
Погружение детей в процесс создания анимационного фильма, участие во всех этапах его создания, позволяет расширить у учащихся кругозор в области визуальных искусств, в общем, и в частности экранного творчества, формирует эстетические и нравственные ориентиры и, в конечном итоге, способствует их творческому развитию.
Результатом совместной работы педагога и воспитанников является участие в различных конкурсах и фестивалях.
Созданный в 2014 году фильм «Квартет» по мотивам одноименной басни И. Крылова стал лауреатом Открытого окружного конкурса «Волшебный экран» - 2014 по жанру «Информационные технологии: детское экранное творчество», г. Москва, дипломантом Международного фестиваля детского и юношеского кино- творчества «Петербуржский экран», г. Санкт-Петербург и в 2015 победителем Международного конкурса детских талантов «Радуга».
Мультипликационный фильм «Песенка», выполненный в нетрадиционной технике, награжден дипломом 56 Международного фестиваля кинолюбителей «Белые ночи – 2014», г. Санкт-Петербург.
Достижения учащихся анимационной студии «Школа Волшебников» при МБОУДОД ДШИ № 25 в 2015 году:
Диплома Международного открытого фестиваля молодежного и семейного фильма «КИНО-КЛИК», г. Ярославль, за фильм «Волшебная книжка» снятая по мотивам стихотворений Агнии Барто.
Дипломом конкурса видеороликов «Взгляд на науку: Look to sсiense», г. Новосибирск, за фильм «Грусть кота».
Дипломом II степени XI Международного студенческого фестиваля восточных культур «Весна с Востока на Запад», г. Новосибирск, за фильм «Почему у панды такой окрас».
Диплом победителя (I место) Всероссийского творческого конкурса «Зимнее вдохновение» в номинации «Мой мультфильм» за фильм «Встреча Вознесенского с Пастернаком»
Целью пособия является выделение основных этапов работы над анимационным фильмом
Задачей пособия является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования в расширении знаний практического характера.
Методические подходы и этапы анимационного фильма рассмотрены на примере работы над анимационным фильмом «Коты-путешественники», выполненным учащимися Художественного отделения ДШИ№ 25 г. Новосибирска. Фильм является выпускной работой направления «Анимационное искусство».
В работе над анимационным фильмом «Коты-путешественники» принимали учащиеся 2-го года обучения: Мария И. (10 лет), Диана К. (10лет) и Ульяна С. (10 лет).
Процесс создания состоял из 9 этапов:
1) определение темы и идеи фильма;
2) накопление знаний в контексте идеи фильма;
3) разработка сценария;
4) разработка эскизов персонажей и фонов. Изготовление персонажей и фонов;
5) раскадровка;
6) съемка эпизодов, согласно сценарию. Возможность варьирования последовательности съемки эпизодов;
7) озвучивание реплик персонажей и подбор фрагментов музыкального оформления фильма;
8) монтаж фильма;
9) просмотр и анализ.
1. Определение темы и идеи фильма.
Анимационное творчество - это командное творчество. Воспитательный компонент обучения складывается не только из способности погрузиться в атмосферу творчества, свободы выбора, активизации фантазии, но и из способности организовать свое рабочее место, спланировать последовательность работы над созданием анимационного фильма
Тема предлагается педагогом, но, тем не менее, момент сотворчества обязательно должен присутствовать. В результате обсуждения совместно было решено раскрыть тему путешествия трех котов. Однозначно присутствует элемент заинтересованности, потому что девочки - любительницы этих животных и у каждой живет домашний питомец по имени Барсик, Рыжик и Фунтик, имена, которых впоследствии были использованы в фильме.
Очень часто дети наблюдают брошенных животных и у них назрели вопросы «Почему в наше время люди так равнодушно относятся к животным, обрекая их на бродячую жизнь», «А как относились к кошкам в разных странах в прошлом?» Таким образом, возникла идея посредством анимации рассказать о том, какой статус был у кошек в Древнем Египте, Древнем Китае и средневековом городе Зальцбурге. Данные эпохи выбраны не случайно, присутствует непосредственная заинтересованность детей. Например, Маша И. всегда интересовалась Египтом, Ульяна С. вместе с родителями посещала Китай, также как и Диана К. город Зальцбург в Австрии.
Определившись с темой и идеей, приступаем ко второму этапу.
2. Исследование и накопление знаний в контексте идеи фильма
Данный этап важен в накоплении информации и визуального материала для работы над персонажами и фонами.
Учащимся дается задание на поиск информации на заданную педагогом тему, что указывает на элемент исследовательской деятельности.
Педагогом посредством презентаций дополняется и раскрывается основное содержание таких тем, как «Древний Египет», «Древний Китай» и «Средневековый город Зальцбург» (Приложение А).
3. Разработка сценария.
Предшествующей частью работы над сценарием является сочинение.
При написании сочинения, в основе которого должны лежать личные впечатления, мысли и чувства учащихся, педагог должен пояснить, о чем писать, раскрывая заданную тему, в данном случае - путешествия по разным историческим эпохам. Важно обратить внимание на колористическую составляющую рассматриваемой эпохи, которая непосредственно используется при разработке фонов. В процессе накопления материала в истории о котах появились новые персонажи. Кроме главных персонажей: Кота Фунтик, кота Рыжика, кота Барсика и собачки Котлетки, возникают второстепенные персонажи: группа древних египтян, кошка-богиня Бастет, китайский крестьянин, дикий кабан, Чума, средневековая принцесса.
Анализ текста сочинения производится, например, следующим образом - Маша И. пишет: «Фунтик очутился в Древнем Египте. Навстречу ему вышли египтяне и подарили рыбу…». В данном случае идет лишь описание действий. Поэтому педагогом были заданы такие вопросы, как «А Фунтик какой испуганный, удивленный?», «Каким образом ты обозначила, что кот попал в Древний Египет?», «Возможно ли сказать, пирамиды величественны под палящим солнцем Африки?», «А как египтяне выглядели, во что были одеты?», «А почему они подарили рыбу именно коту Фунтику?», и т.п. То есть, максимально насыщать текст разными, не повторяющимися средствами языка, потому что, чем разнообразней речь, тем больше в ней содержится информации и личных оценок.
В своем сочинении Диана К. пишет: «Кот Барсик очутился в средневековом городе Зальцбурге. Навстречу ему вышла Чума и сказала…» Тот же метод перечисления событий, как и в первом случае. «Мрачный и безлюдный город Зальцбург», «пугающая Чума», «бесстрашный кот Барсик, одетый в сверкающие доспехи» - те качественные дополнения, которые в процессе беседы с ребенком были добавлены в текст, который приобрел более ярко окрашенную качественную составляющую.
Таким образом, написав сочинение, раскрывающего тему путешествия, приступаем к преобразованию литературного текста в сценарий (Приложение Б).
Сценарий включает в себя описание среды и любого действия, а также диалоги героев. Состоит из трех актов. Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев.
Первый акт - это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.
В первом акте необходимо: представить главного героя истории. В данном случае, это три главных героя. Они должны сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе; обозначить главную цель героев, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории; описать провоцирующий инцидент - событие, которое обозначит основной конфликт фильма; задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев; ввести в действие антигероя – главную преграду на пути главных героев.
В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первый поворотный пункт, который запускает второй акт.
Второй акт – это основная часть сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главных героев и о том, как герои их преодолевают. Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета. Вызов, который получили герои в конце первого акта, заставляет их действовать. Главные герои сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы. Во втором акте идет подготовка к кульминации.
Третий акт – кульминация и разрешение конфликта. В этом акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствием действий героев в предыдущих актах. В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герои должны преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор. Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Сценарий «Коты-путешественники» представлен в Приложении Б.
4. Разработка эскизов персонажей и фонов. Изготовление персонажей и фонов.
Это один из важнейших этапов в создании визуального ряда фильма. Ребята на основе литературного текста и своих собственных представлений о персонаже работают над эскизами героев. «Изобразительное искусство предоставляет ребенку возможность лучше осознать себя, свои мысли, чувства, сделать так, чтобы осознание себя стало средством познания других, средством сближения с другими. Процесс овладения навыками изобразительной деятельности, включающий в себя тренировку элементов, необходимых в любом виде творческой деятельности, способствует расширению умственного кругозора ребенка, усилению продуктивности его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность и волю к действию» [5].
Основные знания, полученные на занятиях предмета «Станковая композиция» закрепляются в процессе творчества. Понимание важности линии, тона, цвета, которыми оперирует художник в создании художественного образа. Каким образом внешне герой проявляет себя (Приложение В, рис.1)
Завершив процесс эскизирования, приступаем к созданию персонажей в выбранной технике, данном случае марионеток на шарнирах (Приложение В, рис. 2, 3, 4).
Разрабатывая эскизы фонов, обращаемся непосредственно к визуальному материалу, собранному в процессе накопления материала для работы над сценарием. Особенно важно сочинение, предшествующее сценарию. Также не забываем о важности цвета и линии при прорисовке фона (Приложение В, рис. 5, 6, 7, 8, 9).
5. Раскадровка.
Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные планы. Раскадровка, по словам Ф. С. Хитрука, это «… рассказ о фильме в серии рисунков, визуальная модель времени… это позволяет увидеть фильм в целом, разработать первоначальную концепцию монтажа, композицию кадров, мизансцены» [38].
Работа над раскадровкой возможна с совмещением с работой над сценарием. (Приложение В, рис. 10). Важно определиться с ключевыми кадрами, в которых происходят изменения в сцене. В данном случае, надо учитывать, что профессиональная раскадровка - довольно трудоемкий и длительный процесс, при котором возможен спад интереса детей. Поэтому этот процесс максимально упрощается и раскадровка, как процесс прорисовывания всего фильма сводится к основным поворотам в сюжете. Также не акцентируется внимание на таких понятиях как дальний, средний и крупный план, все эти знания используются при съемке эпизодов методом отбора лучшего варианта. При прорисовке ключевых кадров Маша И. (Приложение В, рис. 11) изобразила четыре важных момента, в которых кот Фунтик появляется в кадре и кубарем падает вниз, направление движения показано стрелкой. Далее во втором ключевом кадре изображен кот, сидящий на песке и к которому приближаются египтяне с дарами, а потом удаляются, направление движения группы египтян также указана стрелкой и т.д.
Таким образом, проделав работу с раскадровкой и представив, каким образом будет выглядеть фильм и последовательность его эпизодов приступаем к очередному этапу - съемке фильма.
6. Съемка эпизодов, согласно сценарию. Возможность варьирования
последовательности съемки эпизодов.
В динамике развития мультипликационного образа именно движение формирует характеристики времени и пространства. Формы и принципы пересоздания, лежащие в основе мультипликации как искусства, настолько всепроникающие, «тотальные», настолько уходят в глубины ее художественной природы, что распространяются на самые основополагающие категории отображаемой реальности - время, пространство, движение.
При работе над данным фильмом используется плоскостная съемка кадров. Фон и персонажи располагаются на мультипликационном столе, камера фиксируется горизонтально.
На этом этапе в полной мере проявляется коллективный принцип создания мультфильма. Если один ребенок, который, в данном случае, методом перекладки анимирует свой персонаж на анимационном столе, то другой выступает в качестве оператора. Работа оператора не сводится только к нажатию клавиши, после команды «Съемка». В его функции входит также отслеживание расположение персонажа в кадре. «Отрезанная голова» главного героя, если только не является творческой задумкой, является испорченным кадром.. Кадр за кадром набирается материал, который в последствие при монтаже не весь будет использоваться, но анализ целесообразности того или иного эпизода при монтаже также является творческой составляющей процесса создания фильма.
7. Озвучивание реплик персонажей и подбор фрагментов музыкального оформления фильма.
Никто не станет отрицать, что идеальные актеры - это дети. Фантазия, которой они обладают, важнейшая составляющая успеха. Поэтому озвучивание персонажей превращается в игру, в которой главной задачей является персонифицировать себя с героями. Если характер кота Фунтика спокойный и вежливый, тогда это должно передавать интонационно. Испуг, удивление, удовлетворение, все эти эмоции должны передаваться достоверно, для того, чтобы действие персонажей и образ соответствовал звуковому ряду. Безусловно, важна четкость и внятность произносимого текста.
При подборе музыкальной темы должна присутствовать связь с динамикой фильма. Яркий тому пример в мультфильме «Коты-путешественники» - музыка к порталу, передающая динамику движения.
Также были подобраны музыкальные фрагменты, имеющие явную историческую этническую принадлежность. Если фрагмент фильма - Древний Египет, музыка по возможности подбиралась древнеегипетская. Таким же образом, проводилась работа по подбору древнекитайской и средневековой музыкальной тем.
8. Монтаж фильма.
Учитывая возрастные особенности детей, участвующих в создании фильма, монтаж производился непосредственно педагогом. В работе используется одна из монтажных программ, в данном случае - Adobe Premiere Pro.
9. Просмотр и анализ.
Завершающим этапом в работе с анимационным фильмом является просмотр фильма и анализ. Если чувство удовлетворения от проделанной работы является определяющим и вдохновляющим, тем не менее, непосредственная реакция зрителей, незадействованных в процессе создания, важна для юных авторов. Достаточно ли точно донесена основная идея, правильно ли расставлены эмоциональные акценты и что нового узнали дети при просмотре мультфильма. Как вариант, возможно устроить мини пресс-коференцию. Зрители составляют список вопросов, которые их интересуют после просмотра, и авторы по возможности отвечают. Этот процесс возможно направить и в обратную сторону, на зрителей. Если детей в большей степени интересуют технологические вопросы «А как вы сделали так, что фигурки ожили?», тогда, как авторы имеют возможность поинтересоваться «Как выдумаете, какой характер у Рыжика?» и «Что нового вы узнали при просмотре?»
Осознание того, что продукт творчества вызывает непосредственный интерес, является одним из основных психологических факторов при создании ситуации успеха и благотворно влияет на детей и развитие их в дальнейшем гармонично развитую личность (Приложение В, рис.12, 13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при работе над анимационным фильмом происходит обращение к различным видам изобразительного искусства: рисунку, живописи, лепке, дизайну и декоративно-прикладному творчеству, что расширяет педагогический потенциал процесса обучения мультипликации. При создании мультфильма такие предметы как литература, музыка, актерское мастерство, режиссура, операторское мастерство помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, достаточно четко представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества. В процессе создания мультфильма у детей развиваются сенсомоторные качества, дающие возможность быстрого усвоения технических приемов, особенностей плоской и объемной формы, характера линий и пространственных решений, цвета, ритма и движения
Таким образом, погружение детей в процесс создания анимационного фильма, участие во всех этапах его создания, позволяет расширить у учащихся кругозор в области визуальных искусств в общем, и в частности экранного творчества, формирует эстетические и нравственные ориентиры и, в конечном итоге, способствует их творческому развитию.

СПИСОК РЕКОМЕРДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Анимация как феномен культуры: Материалы первой всероссийской научно-практической конференции. 27-28 апреля 2005 года. Сост. Н.Г. Кривуля. - М.: ВГИК, 2006. - 152 с.
2. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации. – Новосибирск, 2010. – 43 с.
3. История искусства. Первые цивилизации - Пер. с исп. – ЗАО «Бета-Сервис», 1988 г. – 220 с.
4. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач. М., 2007. 59 с.
5. Кузнецова М.В. «Внедрение анимационных технологий в учебную деятельность – один из наиболее оптимальных инновационных инструментов обучения и воспитания детей». НОУ ВПО «ИСЭПИМ». Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования. М.: 2012 г.
6. Кузнецова М.В., Зайцев А.Я. «Анимационное творчество в дополнительном образовании детей.» ВНЕШКОЛЬНИК № 4 (2012) С.
7. Лотман Ю.М. О языке мультипликационных фильмов // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998 223 с.
8. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалоги с экранов.– Таллин, 1994.
9. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. ПИТЕР. М.-СПб., 2007. – 416 с.
10. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. В 2 томах. Изд-во: Красная площадь, 2008 г.
11. Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме: Учебное пособие. - М.:ВГИК, 2005. - 128 с.
12. Халатов И.В. Мы снимаем мультфильмы. М.: Молодая гвардия, 1986.
13. Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор / Федор Хитрук . Т.1. - М.: Гаятри, 2007.- 302 с.
14. Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор / Федор Хитрук . Т. 2. - М.: Гаятри, 2007.- 303 с.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Издательский центр «Академия», 2007.
16. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1/Глав. Э68 ред.М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – 688 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Древний Египет»

Древний Египет - древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта — один из древнейших очагов цивилизации.
Древнегипетская цивилизация просуществовала с конца 4000 г. до н.э. по 1 век н. э, когда Египет становится римской провинцией.
Главным фактором этой цивилизации была река Нил. Без Нила не было бы Египта. В отличие от других рек, он разливался летом. Год у египтян делился на три сезона в соответствии с речным режимом. Нил разливался и откладывала на берегах толстый слой или. Осенью вода спадала, и земледельцы начинали сев. Весна была временем засухи и сбора урожая. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» - бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Правил Египтом царь, которого называли фараоном, кроме того он являлся и верховным жрецом.
Главная жена Фараона – иногда родственница царя, но чаще дочь крупного сановника – носила титул «великой царской жены». Иногда некоторые из цариц, например Нефертити, жена фараона Эхнатона, делала власть с фараоном
Известно о трех фараонах-женщинах, величайщая из них Хатшепсут.
Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор.
Рис. Пирамиды Гизы
В Гизе, в пригороде Каира до наших дней сохранились величественные пирамиды. Это три пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое, означает многогранник.

Рис. Богиня Бастет
Первоначально египтяне представляли богов в виде животных и птиц, так как жизнь была напрямую связана с охотой. В дальнейшем, с развитием земледелия охота отошла на задний план и божества стали изображать с человеческой фигурой, но с головой животного или птицы. После объединения верхнего и нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самых ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго. Уподобляемая солнечному и лунному свету царственная Бастет была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

«Древний Китай»
Древний Китай – древняя цивилизация, которая одна из немногих существует и по сей день и располагалась на территории современного Китая.
Рис. Карта Древнего Китая
История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III - II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).
Далеко на восток от древнейших цивилизаций Индии и Передней Азии во II тыс. до н. э. на территории Северного Китая образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство. Это имело большое значение для истории народов как самого Китая, так и других стран Дальнего Востока. В это время слагаются древние предания китайского народа, формируется китайское иероглифическое письмо, распространяется влияние китайской культуры. Фактически этот период являет собой начало многовековой истории китайского народа.
Название "Китай" заимствовано, очевидно, у среднеазиатских народов, назвавших страну, исходя из имени китаев, народа монгольского происхождения, владевшего в Х - XII вв. н. э. Северным Китаем. Ближневосточное и западноевропейское название страны берут свое начало от таджикско-персидского слова "Чин". В свою очередь, это наименование происходит от названия древнекитайского царства Цинь, которое в III в. до н. э. завладело большей частью Китая.

Рис. Символ Китая дракон
Дракон – культурный символ китайского народа
Из одним из самых знаменитых архитектурных памятников Китая является Великая китайская стена. Ее строительство началось в III веке до н. э. во времена правления императоров из династии Цинь для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть населения страны того времени, то есть около миллиона человек. Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства: не было дорог, отсутствовала в надлежащих количествах вода и пропитание для участвующих в работах, тогда как их количество достигало 300 тысяч человек. Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги, при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья. Однако именно это обусловило и уникальное своеобразие сооружения — она необычайно органично вписана в ландшафт и составляет с ним единое целое.

Рис. Великая китайская стена
Самый ценный и значимый злак в Китае - рис. Выращивают его начали еще с древних времен. Судя по заключениям ученых в некой деревне Хэмуду (провинция Чжэцзян, что на востоке) рис выращивают более семи тысяч лет. Самое первое письменное упоминание о рисе содержится в «Книге песен» («Шицзине»). На сегодняшний день насчитывается более десяти тысяч сортов риса. В Китае видов и сортов более сорока тысяч.

Рис. Рисовые поля
Что бы достигнуть хорошего урожая рис нужно выращивать на полях, что хорошо затопляются водой. Но достигнуть качественного результата не так уж и просто, так как высаживается рис руками, и не всегда в теплую погоду (даже при +5 градусах).
К сведению, рис, который созревал на залитом водой поле, дает в двадцать раз больше урожая, чем на сухом. От чего такой результат? Оказывается, ростки не уязвимы к холоду, находятся в тепле, и вместе с остальными ростками создают, некую систему, которая обеспечивает сама себя всеми необходимыми веществами.
Рис. Изображение кота в китайской живописи
Одним из любимейших животных в жизни древнего человека являлась кошка. В Китае делалось четкое различие между домашними и дикими кошками. Домашняя кошка называется «Мао», а дикая – «Ли». В Китае проводилась аналогия между кошкой и тигром. Уже в VI в. до н. э. китайцы говорили: «Мао похож на тигра, но маленький». И Мао, и Ху – тигр, почитаемый святым, считались очень полезными животными. В одном из древнейших китайских литературных памятников, а именно знаменитой книге Од, датируемой приблизительно 600 г. до н.э., есть упоминание о священной кошке Мао, которая вместе со священным тигром Ху защищала злаковые поля Древнего Китая. Мао караулила и ловила мышей, наносивших урон посевам созревающих зерновых, тогда как тигр Ху выполнял свою задачу, истребляя вездесущих и прожорливых лесных свиней.
Слово «Мао» – звуковое подражание голосу кошки, а иероглиф «Мао» состоит из иероглифов «тьен» (поле), «цзао» (трава) и «чао» (монстр) – это означает, что кошка уничтожает чудовищ на поле. Звукосочетание «Мао» в китайском языке означает еще и «восьмидесятилетний» – кошка считается символом долголетия, и на поздравительных открытках с днем рождения часто изображают кошек.
«Средневековый город Зальцбург»



Рис. Карта Зальцбурга Рис. г. Зальцбург
Зальцбург является одним из древнейших городов Австрии. Находится на западе этого европейского государства. Он возник в 696 году на месте римского укрепленного лагеря Ювавум, а свое название получил от слова Salz -"соль", добыча которой велась в его окрестностях.

Рис. Внутренне убранство монастыря Святого Петра в Зальцбурге
Основателем Зальцбурга считается Святой Руперт, который начал строительство монастыря Святого Петра. Святой Руперт стал и первым архиепископом Зальцбурга.

Рис. Замок Хоэнзальцбург
Замок Хоэнзальцбург (что переводится как «высокая крепость Зальцбурга») был основан в 1077 году по приказу архиепископа Зальцбурга Гебхарда I. Первоначально построенный в романском стиле замок несколько раз перестраивался и укреплялся, постепенно превращаясь в мощную крепость, служившую оплотом правящим архиепископам. К XVI веку Хоэнзальцбург приобрел свои нынешние размеры: 250 м в длину и 150 м в ширину, общей площадью 30 тыс.кв.м.

Рис. Рыцарь в доспехах. Эрмитаж Рис. Средневековая миниатюра.
Рыцарский турнир
Интересен факт существования в средневековье рыцарей. Только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.

Рис. Миниатюра 14 века. Изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского

Рис. Одежда средневекового доктора во время эпидемии чумы
В 1347 году Зальцбург был опустошён эпидемией чумы. Эту страшную болезнь в Европе называли «Чёрной смертью».
В средневековой Европе упоминания о кошках немногочисленны, лишь в 10 веке кошка перестает быть редкостью. Вплоть до эпидемии чумы в Европе , которая стала настоящим бедствием, к кошкам относились бережно, оценив ее умение истреблять грызунов. Но как известно, кошка была языческим символом, а христианская религия язычества не признавала в принципе. Потому безобидный пушистый зверек стал не кем иным, как зверем, который находится в сговоре с дьяволом. Люди считали, что ведьмы ночью разделываются с людьми, превращаясь в черных кошек. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сценарий фильма
«Коты - путешественники»
I АКТ
Ночной город. Появляются три кота. Они довольные и веселые. Вбегает собачка Котлетка.
ДЕТИ
Городские коты Фунтик, Рыжик и Барсик ничего на свете не боялись, кроме собачки Котлетки.
Коты испугавшись, забираются на дерево. Котлетка пытается запрыгнуть за ними вслед.
ДЕТИ
От испуга они забрались на дерево. Дерево оказалось порталом в прошлые эпохи.
II АКТ
МАША
Фунтик очутился в древнем Египте и, как оказалось, там котам поклонялись как богам.
Фунтик в портале. Местность Древнего Египта. Фунтик приземляется и оглядывается.
Появляется группа египтян.
ЕГИПТЯНЕ
О, кот-чужестранец, прими наши дары.
Египтяне удаляются. Входит Бастет.
БАСТЕТ
Не надо бояться, это метеорит. Теперь у нас будет стекло.
ФУНТИК
Кто же ты, прекрасная кошка?
БАСТЕТ
Я - Бастет, богиня радости и веселья. Приглашаю тебя осмотреть храм Хатшепсут, женщины-фараона.
Храм Хатшепсут. Вбегает собачка Котлетка.
ФУНТИК
Спасайся, Бастет! Это собачье нашествие.
В портале Рыжик. Древний Китай. Рыжик приземляется. Появляется крестьянин.
УЛЬЯНА
Рыжика дерево переместило в Древний Китай, где у Великой китайской стены крестьянин выращивал рис.
КРЕСТЬЯНИН
Маленький тигр, помоги избавиться от дикого вепря.
Дикий вепрь. Пытается покормить себя рисом. Рыжик избавляется от него.
РЫЖИК
Убирайся вон!
КРЕСТЬЯНИН
Спасибо, мои дети не будут голодать. Прими нашу благодарность и эти дары.
Рыжик. Крестьянин. Появляется собачка Котлетка.
РЫЖИК
Опять эта псина, спасайся, кто может!
Портал. Барсик. Средневековый город.
ДИАНА
Барсика дерево переместило в средневековый город Зальцбург.
БАРСИК
Как темно и тихо.
Появляется Чума.
БАРСИК
Кто ты?
ЧУМА
Чума. Я очистила город от жителей и котов. Ты последний остался!
Барсик на коне в рыцарских доспехах.
БАРСИК
Не быть этому, я - рыцарь Барсик, сражайся!
Чума в ужасе убегает. Появляется принцесса.
ПРИНЦЕССА
Рыцарь Барсик, низкий тебе поклон за наше избавление от Чумы.
Барсик. Принцесса. Котлетка.
БАРСИК
Спасайся принцесса!
Портал. Фунтик, Рыжик, Барсик.

III АКТ
Город. Коты вернулись в город.
ДЕТИ
Когда друзья вернулись в свой мир, собака была тут как тут.
КОТЫ
Собака, почему ты преследуешь нас?
КОТЛЕТКА
Я собака Котлетка, я хочу дружить с вами, потому что вы великие путешественники во времени.
КОТЫ
Мы согласны Котлетка. К новым приключениям!
В портале Котлетка
КОТЛЕТКА
Гав-гав.
КОНЕЦ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Этапы работы над фильмом (иллюстрации)


Рис.1 Работа с текстом по выбору персонажей и места действия

Рис.1 Эскизы персонажей.
Рис.2 Персонаж « Фунтик» Рис.3 Персонаж «Рыжик»

Рис.4 Персонаж «Барсик»

Рис.5 Фон «Город»


Рис.6 Фон «Древний Египет»


Рис.7 Фон «Древний Китай»

Рис.8 Фон «Средневековый город Зальцбург»

Рис.9 Фон «Портал»

Рис.10 Работа над раскадровкой

Рис. 11 Раскадровка


Рис.12 Просмотр фильма и анализ. Диана К. и Ульяна С.


Рис.13 Зрители
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: ДШИ
Просмотров: 620 | Загрузок: 137 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 5
5  
Ваши материалы доступны для просмотра любому гостю на данном сайте, но если вы прочитаете Положение конкурса, то увидите, что предметом данного конкурса являются разработки образовательных мероприятий - уроков, занятий и проч., ограниченных по времени проведения. Программы, проекты и др. глобальные разработки, рассчитанные на несколько, а тем более много занятий, к данному конкурсу не имеют никакого отношения.

3  
При размещении в облаке ссылка очень длинная и не помешается вся в адресную стоку при заполнении формы

2  
К сожалению таких ограничений я не видела, что делать в такой ситуации, тем более деньги переведены

1  
Ирина Олеговна, эксперты рассматривают конкурсные материалы, загруженные на яндекс-диск, облако или гугл-документы. Материалы с других файлообменников не рассматриваются. Поэтому, ваш материал в конкурсе не участвует.

4  
Здравствуйте. Этот же материал был размещен со ссылкой на яндекс-диск 10.04. Какова его судьба?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]