Воскресенье, 04.12.2016, 15:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Организация и проведение творческих проектов при обучении лепке из соленого теста.
[ · Скачать удаленно (2.91 МБ) ] 03.07.2013, 20:24
Организация и проведение творческих проектов при обучении лепке из соленого теста.

Асланянц Инна Викторовна
Педагог дополнительного воспитания
МБОУ ДОД ЦТ «Радуга»


Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Уже несколько лет я использую в своей работе метод проектов.
На современном этапе развития общества особую значимость приобретает проблема формирования творческой, общественно активной, компетентной личности, которая, самостоятельно выдвигает новые идеи, принимает нестандартные решения. На сегодня метод проектов является одним из основных современных активных методов обучения, которые эту проблему успешно решают. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих наличия знаний из различных предметных областей. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Он должен научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.
Я работаю в эколого – биологическом отделе ЦТ «Радуга». Уже 3 года я являюсь руководителем объединения «Природа и творчество». Основная цель моей работы - создать условия для развития художественных качеств личности через эмоциональное восприятие красоты природы. Научить лепке из соленого теста. В моем объединении занимаются дети от 6 до 14 лет. Ранее творческими проектами мы занимались с детьми 11-12 лет. Это были «умельцы» - обучающиеся, которые достигли определенных результатов в творческой деятельности. Они делали большие творческие проекты, создавая интерьерные композиции. При выполнении творческих проектов обучающиеся знакомились с профессией «дизайнера», самые способные выявляли свои профессиональные навыки, получали первоначальную специальную подготовку.
Маленькие дети делали отдельные фигурки из соленого теста. Им хотелось обязательно принести их домой и показать родителям. Мы очень тщательно упаковывали их, дети бережно несли их домой, но дома очень часто поделки ломались. Я часто думала, как сохранить поделки, порадовать родителей, сохранить хорошее настроение ребенка. Я решила использовать метод проекта, итогом которого, была бы оформленная работа в виде панно, панорамы или рельефной композиции. Работу по внедрению проектного метода обучения в работе с маленькими детьми я начала 3 года назад. Изучила много литературы по проектному методу и на основе всех изученных материалов выбрала свой, наиболее приемлемый, именно для условий моего объединения, метод проектного обучения. Этот метод помог мне также создать обучающую среду по теме проекта, так как одним из направлений моей работы является создание условий для экологического воспитания и эстетического развития детей
Все практические и теоретические занятия я разбила по тематическим блокам. Например, тема «Насекомые» предполагает лепку различных насекомых, которые затем объединяются на панно « Таинственный мир насекомых». Работа над темой «Домашние животные» предполагает лепку домашних животных и создание сюжетной композиции «Сельский дворик». Так в течении учебного года мои дети работали над проектами «Кошкины посиделки», «Подводное царство», Животный мир Африки», « Цветы-символы России». Кроме практических заданий к теме проекта я включила в программу теоретические занятия в форме презентаций, мини сообщений, экскурсий, познавательных игр, наблюдений, конкурсов и викторин экологической направленности. На мой взгляд, в настоящее время остро стоит вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к природе, формирования знаний детей об особенностях флоры и фауны родного края. В процессе обучения я организовала специальное образовательное пространство, в котором созданы условия для творческого развития детей. Изготавливая поделки из соленого теста, ребенок получает возможность выразить свое отношение к природе.
На занятиях объединения я применяю сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы. Подробно хочу остановиться на организации детей для проведения групповых проектов, так как считаю, что грамотное распределение ролей в группе - это залог успеха.
Группа - это союз двух и более людей, объединившихся вместе, чтобы достичь конкретных результатов.
При формировании групп я учитывала личные симпатии обучающихся, различный интеллектуальный и творческий потенциал, цели и задачи проекта
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов считают целесообразным разбить группу на подгруппы в 2-3 человека. В составе такой подгруппы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Мои наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая группа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный обучающийся, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).
Особое внимание уделяю обучению способам общения между членами группы. Учу правильно взаимодействовать друг с другом, выдвигать свои предложения. Объясняю важность мирного решения конфликтов и разногласий, уважительного отношения к другим мнениям.
Для больших творческих проектов рекомендую формировать группы по интересам и личным симпатиям. Мне кажется, что так дети имеют больше возможностей проявить себя.
Практика показала, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития "слабых" учащихся и не всегда приносит пользу "сильным". Поэтому иногда я объединяю в группы детей с учетом их технической подготовки и творческого развития и , при этом для каждой группы ставлю задачи, соответственно их уровня.
Также я заметила что особенно важна организация учебных микрогрупп для застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Благотворно влияет на самоощущения и самооценку таких детей работа в учебной паре.
На занятиях объединения ребята лепили сувениры, подсвечники, настенные панно, но работа над проектами им запомнилась и понравилась больше всего.
Я считаю, что умение пользоваться активными формами организации детей - показатель высокой квалификации преподавателя. Работая в составе мини-бригады по созданию творческого проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества, но и использует полученные знания в своей деятельности, осуществляет самостоятельно организацию собственной деятельности, её самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.
Выводы:
Деятельность в рабочих группах помогает детям научиться работать в "команде". Групповая форма при работе над проектами дает высокий уровень познавательной самостоятельности, она обеспечивает взаимодействие детей для согласования и объединения усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе взаимодействия формируется полноценное общение. В группе применяется гибкая система социальных ролей, обязательно выполнение нравственных норм и правил совместной деятельности.
В результате этой работы у детей получались красивые интересные работы, выполненные самостоятельно. Эти работы впоследствии послужили подарком или украсили дом ребенка. Процесс выполнения творческого проекта захватывает, так как в каждую деталь вложен личный труд, и готовое изделие оценивается как собственное произведение. Это серьезный шаг на пути полезного труда, радость которого надолго запоминается. Каждый обучающийся, выполнивший свой проект, делает первые шаги в трудовом воспитании и одновременно эстетически развивается
Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.
Результаты моего труда появились постепенно: дети стали проявлять интерес к тому, что мы делаем и не жалели ни времени ни усилий на выполнение довольно сложных для них художественных изделий.
Работы моих учеников стали завоевывать дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда. Но больше всего меня радуют слова родителей, которые не ожидали, что их дети смогли превратить, кусок теста в настоящее произведение искусства. Многие ребята делают красивые интерьерные композиции для дома. Родители являются активными советчиками и больше времени уделяют общению с детьми, переживают вместе с ними радость созданного изделия.
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: mukosolka
Просмотров: 1282 | Загрузок: 206 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Инна Викторовна!
Ваша работа отклоняется от участия в фестивале, т.к. загружена на сторонний файлообменник.
С уважением, Горкун Ирина Владимировна, тех.эксперт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]