Четверг, 08.12.2016, 21:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Конспект занятия "На море корабли"
[ · Скачать удаленно () ] 11.10.2013, 21:35
1. Тип занятия – занятие по применению полученных знаний.
2. Цели занятия - развитие опыта творческой деятельности детей.
3. Задачи занятия -
- совершенствовать навыки работы с бумагой в техниках оригами и киригами;
- способствовать развитию творческого мышления;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- развивать универсальные учебные действия.

4. Описание хода занятия.
Инициация
АМО активизации личностных ресурсов «Море волнуется – раз!»

Цель: снятие эмоционального напряжения, высвобождение «лишней» энергии»

Задачи:
- посредством выполнения АМО ввести обучающихся в тему занятия;
- в ходе выполнения АМО обнаружить проблему, связанную с темой занятия.

Необходимые материалы: слова, отражающие проблему: «чайка», «коза» - написанные на доске или представленные в виде карточек.

Предварительной подготовки не требуется.

Технология проведения
Модератор приветствует детей и предлагает произнести слова известной рифмовки, меняя интенсивность звука (от «очень тихо» до «очень громко» и наоборот):
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура, замри!

При произнесении первой, второй и третьей строчек дети выполняют произвольные движения, имитируя море. Произнося четвертую строчку, модератор показывает детям карточку с надписью «коза» (в следующий раз – «чайка»), чтобы дети изобразили именно эту фигуру. Если слова написаны на доске, их необходимо предварительно прикрыть (возможно использовать листы бумаги с изображением морских волн). Когда модератор произносит четвертую строчку стихотворения, он снимает этот лист, открывая детям слово.
Эмоциональный подъем детей обеспечивается тем, что животные коза и чайка не являются водоплавающими, а четверостишье явно намекает на морскую тему.

Варианты проведения метода
Возможно пропевание четверостишья.

Происхождение метода: авторский АМО (автор С.В. Еременко)

Вхождение (погружение) в тему занятия

Активизация мыслительной активности обучающихся – обсуждения плавательных способностей представленных при помощи четверостишья фигур – козы и чайки. В итоге модератор сообщает, что чайка и коза – это название небольших лодок, которыми когда-то пользовались люди на Руси.

Формирование ожиданий обучающихся – определение темы и задач занятия, планирование его этапов и результатов.
Тема занятия – морские парусные корабли. Модератор сообщает, что на занятии ребята выполнят модель парусника и стилизованное море в известных им техниках. С целью совместного планирования этапов работы используется следующий АМО:

АМО «Кают – компания»

Цель метода: обобщение, систематизация имеющихся (полученных) знаний в неформальной обстановке.

Задачи:
1.способствовать развитию умения конкретизировать, выделять главное;
2.развивать навыки работы в команде;
3.совершенствовать коммуникативные умения;
4.способствовать социальной адаптации обучающихся.

Необходимые материалы: возможно использование ватмана, маркеров.

Предварительной подготовкой будет озвучивание проблемы занятия, подготовка технологической карты решения проблемы.

Технология проведения.
После того, как педагог при помощи детей обозначил проблему, которую необходимо решить в ходе занятия, способ ее решения (достижения цели) делится на несколько этапов (задач занятия). Эти этапы обозначаются письменно или символично (т.е. составляется технологическая карта решения проблемы). В нашем случае технологическая карта представляет собой большой самодельный рельефный глобус, на котором при помощи скотча дети приклеивают острова-остановки (этапы деятельности), которые необходимо пройти. Цвет островов ранжируется по уровню интенсивности (желтый, оранжевый, красный), поскольку этапы деятельности ранжируются по сложности. При помощи модератора ребята определяют этапы деятельности, ранжируют их по сложности и приклеивают на глобус:
-желтый остров «Определяем части парусника»;
-оранжевый остров «Моделируем парусник»;
-красный остров «Моделируем море».

Проработка содержания темы
Организуется проработка содержания темы, первого этапа решения проблемы – определение частей парусника (желательно групповая или парная). Ребята складывают паззл – кораблик из предложенных слов (количество слов избыточное). По окончании работы модератор предлагает детям собраться на несколько минут в Кают- компании для подведения итогов первого этапа и снятия возможных трудностей и неясностей.
Все, включая модератора, соединяются в круг, сцепляясь локтями. Поскольку, таким образом, руки у участников этого метода заняты, анализировать итоги можно только устно, а также с использованием паралингвистических средств (мимикой, ассоциативными движениями, которые, благодаря круговому взаимодействию, вызывают эмоциональный всплеск, раскрепощение). Находясь в кругу, обучающиеся при помощи модератора обобщают полученную информацию, выделяют основные моменты затронутой темы.
Высказываться могут предварительно назначенные лидеры в групп (если ранее работа велась в группах), а также все желающие. Неформальная обстановка, тесный контакт, «чувство плеча» позволяет задавать любые вопросы, связанные с затруднениями при изучении темы.
Насладившись общением в Кают-компании, ребята приступают ко второму этапу решения проблемы занятия, следуя технологической карте. Если педагог не ограничен во времени, каждый этап решения проблемы может завершать Кают-компания.

Примечание
В случае, если предварительно дети работали сидя, целесообразно не усаживать их, чтобы дать им возможность размяться. В обратном случае, для удобства и элемента релаксации можно использовать стулья, пуфы, коврики и т.д. Этот АМО содержит релаксационный компонент и интересен именно тем, что позволяет сделать заключение об имеющихся знаниях или стратегии достижения цели занятия в неформальной обстановке, не под строгим взором учителя, а в компании единомышленников.

Варианты проведения метода
1. «Сквозной метод»
Метод «Кают –компания» может быть сквозным, то есть пронизывать всю структуру занятия. На этапе инициации все участники могут собраться в Кают-компании и в тесной дружеской среде обменяться приветствиями. На этапе вхождения и погружения в тему именно в Кают-компании могут быть озвучены проблемы, которые необходимо решить, а также способы их решения. Во время работы с темой в Кают-компании подводятся промежуточные итоги, ликвидируются трудности в понимании темы. Этот метод будет актуален также при подведении итогов всего занятия, как содержащий рефлексивный характер. Разминки и динамические паузы в Кают-компании также возможны!
2. «Ватман плюс»
В условиях кают-компании возможно графическое изображение динамики работы с темой. Для этого предварительно, при желании детей, выбирается «освобожденный» (это может быть и модератор-педагог), который, находясь в центре круга детей, фиксирует результаты, используя ватман, маркеры или другие средства. А может быть, дети захотят, чтобы итоги работы над темой были представлены посредством драматизации несколькими их товарищами? В таком случае, пространство Кают-компании можно расширить, взявшись за руки.
3. «Друзья, прекрасен наш союз!»
Чтобы придать методу более социализирующий характер, можно ввести демократические правила общения в Кают-компании. Например, каждый может начать высказываться не иначе, как после фразы «Друзья, прекрасен наш союз!» или какой-либо другой. Или, возможно, будут придуманы «бонусы» для представительниц слабого пола…

Происхождение метода: авторский (автор С.В. Еременко)

Интерактивная лекция
На втором этапе деятельности (моделирование парусника – оранжевый уровень сложности) инструкции по выполнению кораблика в технике оригами представлена в виде видео-лекции со «стопами». Для этого модератор предварительно записывает собственное объяснение выполнения изделия (модератор на видео предстает перед детьми в виде юнги). Это делается для того, чтобы на достаточно большом экране детям была лучше видна технология и поэтапность изготовления кораблика. По ходу модератор останавливает видео, давая детям возможность выполнить инструкции.
После выполнения парусника все собираются в Кают-кампании.
Третий этап (моделирование моря в технике киригами – красный уровень сложности) в технологическом плане является самым сложным, выполняется под руководством модератора.

Разминка (может быть проведена на второй фазе занятия)
АМО «Оживи, стихотворение!»

Цель: релаксация, снятие напряжения, смена деятельности.

Необходимые материалы – можно использовать иллюстрацию к стихотворению, негромкую фоновую музыку.

Предварительная подготовка – не требуется.

Технология проведения включает повторение стихотворения с использование паралингвистических средств (жестов, мимики, движений, драматизации):

Ветром дуют небеса!
Мы поднимем паруса!
Якорь дружно поднимаем,
Осторожно отплываем.
Будет бура, будет шторм,
Будут рифы: ну и что?!
Мы довольны кораблем,
Дружно дальше поплывем.
Ты – отважный капитан,
И я – отважный капитан,
Покоритель дальних стран,
Где бывал лишь Магеллан!

Варианты проведения
1.Слова стихотворения, для более активного проговаривания, можно представить на экране.
2. Возможно пропевание стихотворения на известный мотив.

Происхождение метода – авторский (автор С.В. Еременко)

Подведение итогов

АМО «Путь Магеллана»
Цель: наглядная демонстрация достижений обучающихся.

Задачи:
1.Осуществить рефлексию, подведение итогов работы (групповой, парной, индивидуальной, коллективной).
2.Визуализировать трудности, проблемы, возникшие при решении задач занятия.
3.Способствовать развитию навыка определения необходимых задач для достижения цели.

Необходимые материалы:
- Имитация географической карты с гаванью, островами, рифами, пунктами остановки, конечным пунктом и т.д. (выполнена на листе ватмана, может быть в виде глобуса). Острова, рифы, пункты остановки и другие изображения на карте символизируют этапы занятия или выполненные детьми задания.
- Именные кораблики на клейкой основе, изготовленные из картона.

Предварительная подготовка включает изготовление необходимых материалов для проведения АМО.

Технология проведения.
В конце занятия, во время подведения итогов модератор предлагает детям определить, насколько достигнута цель занятия, благодаря чему она достигнута, какие сложности встретились во время выполнения заданий. В качестве примера модератор приводит знаменитого путешественника Магеллана, во время пути которого тоже были остановки и трудности. Презентовав детям глобус, модератор предлагает проследить сегодняшний образовательный путь Сергея, Кристины, Андрея, то есть, всех участников. В гавани находятся именные кораблики (на корабле – имя ребенка). Ребята подходят к глобусу и воспроизводят ход занятия, передвигая кораблики по пунктам, представленным на карте, анализируя при этом каждую остановку: что необходимо было сделать в этом задании, что было сделано, что не получилось и почему. В итоге кораблики перемещаются к конечной гавани – концу занятия-, и дети перечисляют приобретенные в пути «сокровища» (возможно использование АМО «Пиратский сундучок» (автор С.В. Еременко)): умения и навыки, способности и знания.

Примечание
1. Пункты остановки корабликов (острова, порты и т.д.) следует изготовить так, чтобы модератор в последующем мог легко менять их название (название приклеивается в виде стика, например: Остров решения Главной Задачи, Бухта Строящихся Кораблей, Риф - Головоломка). Таким образом, этим методом легко пользовать снова и снова, просто меняя стики.
2. Целесообразнее использовать большой по размеру глобус или карту, чтобы как можно большее количество детей одновременно могло около него находиться.
3. Подготовить необходимое оборудование (глобус, карту, кораблики) можно вместе с детьми!

Варианты проведения метода:
- Именные кораблики можно заменить на кораблики, представляющие группу или пару детей (при предварительном выполнении групповой или парной работы). В таком случае, на использование этого метода потребуется меньшее количество времени.
- Во избежание трудоемкого выполнения карты можно использовать учебную доску или стену учебного кабинета, на которую прикрепить необходимые пункты остановки корабликов. Морские волны можно имитировать нитями, ленточками.

Происхождение метода: авторский (автор С.В. Еременко)

5. Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе занятия:
-умение выполнять изделие согласно инструкции;
-навыки изготовления изделия в техниках оригами и киригами;
-навыки планирования;
-навыки коллективного взаимодействия;
-аналитические, рефлексивные навыки;
-знания предметного характера (строение парусника);
-культурологические знания (из истории судостроения);

6. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Познавательные общеучебные действия: умение осознанно строить речевые высказывание, выбирать эффективный способ решения задачи.
Логические универсальные учебные действия: выполнять анализ предложенных объектов (опытная деятельность), синтез как составления частей целого изделия (изготовление изделия), установление причинно-следственных связей (анализ выполненных работ), построение логической цепи рассуждений (по ходу занятия).
Коммуникативные универсальные учебные действия: выражение своих мыслей по ходу занятия.
Регулятивные универсальные учебные действия: совершенствовать процессы целеполагания, оценки своей деятельности, взаимооценки.

7. Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного занятия:
-предметные компетентности - умение корректного технологичного выполнения творческой работы в техниках оригами и киригами
-социальные компетентности;
-коммуникативные.
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: svetlanaeremenko
Просмотров: 1057 | Загрузок: 204 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
Уважаемая Светлана Валерьевна, Ваша работа допущена к участию в Фестивале.
Тех.эксперт И.В.Горкун

2  
Здравствуйте, Ирина! Поясните, пожалуйста, предполагает ли Фестиваль подведение итогов (выделение победителей и участников)? И если да, то где их можно найти? С уважением, С.В. Еременко

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]