Суббота, 10.12.2016, 04:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Конспект «Весенняя встреча птиц»
[ Скачать с сервера (48.4Kb) ] 06.02.2013, 16:07
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр №1

Конспект образовательного мероприятия по изучению обрядовой культуры русского народа
Из цикла «Карусель» для детей с ограниченными возможностями клуба «Домовёнок»

Тема: «Весенняя встреча птиц».
Тип мероприятия – досугово – образовательное
(театрализованная познавательно-игровая программа).

Возраст детей – 7-9 лет
Количество детей – 30 человек.

Загулова Галина Валентиновна – методист ДЮЦ №1
Андронова Надежда Михайловна – педагог-организатор ДЮЦ №1

г. Иваново 2012 г.

Пояснительная записка

Методист Детско-юношеского центра №1 Загулова Галина Валентиновна
Педагог-организатор Детско-юношеского центра №1 Андронова Надежда Михайловна.
Место проведения – актовый зал Детско-юношеского центра №1
Возраст детей -7-12 лет
Количество участников -30-35 человек (участники праздника являются членами клуба «Домовёнок», дети с ограниченными возможностями здоровья).
Время проведения -1ч.10м. - 1ч-15 мин.
Форма проведения – театрализованная познавательно-игровая программа.
Тип мероприятия - досугово - образовательное.
Данное мероприятие является частью комплекса мероприятий, дающих представление о традициях и обрядах , календарных праздниках русского народа для данной категории детей.

Цель: Формирование представлений детей о традициях и обычаях русского народа.

Задачи:
Обучающие:
*Познакомить детей с русскими народными обычаями и традициями встречи весны;
*Формировать навыки работы с тканью, бумагой, пластилином, красками.
Развивающие:
*Развитие творческого воображения и познавательного интереса;
*Развитие эмоциональной сферы воспитанников;
*Развитие речи, расширение понятийного запаса.
Воспитательные:
*Формирование уважительного и бережного отношения к народной культуре;
*Формирование коммуникативных навыков, социализация воспитанников.

Организационные условия.
Оборудование и технические средства обучения.
Наглядные пособия:
*Готовые образцы моделей птиц «жаворонков», «ласточек», «скворцов», «грачей», «журавлей» из пластилина, бумаги, ткни, ИЗО:
*Рецепты печенья «Жаворонки» (возможны и в тестовом исполнении);
* Мультимедиа (видеопрезентация);
*Жетоны разного цвета.
Рабочие материалы для обучения:
*Заготовки деталей моделей птичек «Жаворонков», «ласточек», «скворцов», «грачей», «журавлей»:
*Ножницы; клей ПВА; ткань; тесьма; нитки; синтепон; бумага; пластилин; степлер; палочки для коктейля; деревянные шпажки.

Материалы и оборудование, используемое педагогом:
*Ноутбук;
*Флэшкарта со звуками природы и голосами птиц.
Мультимедиа (видеопрезентация)

Источники информации
*О.Афанасьева «Праздники православной церкви» изд.С.П. 2005 год.
*В.П.Аникина «Русские пословицы и поговорки» М. Художественная литература 1988 год.
*М.А.Мухлынин «Игровой фольклор и детский досуг» М. 1999 год.
*К.Чистова «Русская народная поэзия» изд. С.П. 1984 год.
*Полная энциклопедия быта русского народа. В. 2т./Составитель И.Панкеев. М.:Олмапресс, 1988г.
*Интернет-сайт: //www/insmojennsb/ru.

Оформление зала.
Зал оформлен с использованием предметов быта русской народной культуры. Могут быть использованы тканые половики, вышитые полотенца, над потолком подвешиваются птицы разной техники исполнения (бумажные, тряпичные и др.). На стенах размещены плакаты с поговорками и пословицами о весне. Центр сценического пространства занимает экран с отображенным слайдом птиц.
Порталы украшены драпированной тканью синего цвета, имитирующей небо, изображением солнца и облаков, которые в последующем используются для оформления выставки поделок детей.

Оформление мастерских.
Таблички с названиями мастер - классов, предметы быта русского народа.

Встреча гостей.
10.30 – 10.55.
В фойе звучит русская народная музыка, детей встречают помощницы ведущей, одетые в русские народные костюмы. Ребят провожают в гардероб, каждому прикалывают бумажные жетончики разного цвета (цвета жетонов распределяют в последующем детей по мастер--классам).В фойе может быть организована работы ярмарки детских поделок объединений массового отдела, могут проводиться мини-конкурсы для всех желающих (народные игры).

Конспект праздника «Весенняя встреча птиц»

Этап Подэтап Время Формы и методы обучения Содержание
Вхождение Приветствие 1-2 минуты Ритуал приветствия Перед началом праздника дети проходят в зал и заминают свои места. В центре зала появляется ведущая в стилизованном русском народном костюме. Это могут быть и просто элемент костюма: сарафан, шаль и т.п.
Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Мы очень рады вновь видеть вас в этом прекрасном зале, который для многих из вас за время наших теплых встреч стал родным и по-домашнему близким. В каждой семье принято здороваться. Я с вами поздоровалась поклоном по русской традиции. А теперь вы поприветствуйте друг друга: каждый должен пожать руку и сделать поклон головой со словами «Здравствуйте» своему соседу. Это означает, что каждый из нас пожелает друг другу здоровья (проводиться ритуал приветствия).
Мотивация 5-7 минут Театрализация, оформление зала с использованием предметов быта русского народа, атрибутов встречи весны.
Театрализованная обрядовая игра «Махоня».
Приложение №1. Используется мультимедийное сопровождение Хороша русская зима, морозами ударила, словно навсегда остаться решила в наших краях. Но солнышко все ярче, день становиться все длиннее. На пороге все ближе и ближе весна. Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! (Е.Баратынский)
Ах, с какой радостью встречали наши предки красавицу весну. С играми, плясками. Существовали специальные обряды, которыми встречали Весну - Красну.
«Махоня» (Обрядовая игра проводится участниками театрального коллектива «Жаворонок» рук. Алекса Л.С.. Игра проводиться с участием гостей праздника. Руководитель, проводящий игру, знакомит детей с значением этого обряда).
Ведущий. Понравилось вам играть? Интересная игра? Это только один обряд- игра, а вы хотите узнать, как встречали наши предки весну?
(Дети дают ответы на поставленные вопросы).
Планирование,
целеполагание 3-5 минут Тогда мы совершим с вами путешествие в страну истории наших предков. Узнаем, почему так важна была весна и птицы, почему наши предки сложили в честь их много песен и пословиц, придумали много игр и обрядов. А сначала, давайте вместе придумаем название нашей стране. Конкурс на лучшее название. Название страны можно записать на импровизированной карте, которую можно отобразить на экране со схематичным обозначением станций с закрытыми названиями, которые будут открываться по мере продвижения по маршруту праздника. После занесения названия карта пропадает, экран гаснет.
Основной Оценка знаний участников 5 минут Загадки о весне, опрос на знание традиций, праздников встречи весны, поговорок о весне. Приложение №2. Готовы ли мы к путешествию? (Дети отвечают «Да, нет, карта пропала, экран не работает). Не открывается наша карта. Давайте попробуем отгадать коды доступа. Каждый код означает правильный ответ на загадку о весне.
Проводится конкурс на лучшего разгадчика. За каждый правильный ответ выдается цветной жетончик, который впоследствии является основанием для получения приза. По окончании конкурса экран оживает (может использоваться звуковой сигнал, или какая-то картинка). Молодцы! Теперь мы готовы к путешествию. Звучит фонограмма «Звуки природы», открывается название первой станции.
Сообщение новой информации

Игровая пауза. 22-25 минут Путешествие по стране русской старины. Беседа и с применением
иллюстраций видео-презентации и изображения карты путешествия.
Обрядовые игры и песни, загадки.

Викторина, загадки о птицах, поговорки.
Используется мультимедийное сопровождение. Приложение № 3.
Игра «Птица, не птица»,
Приложение №4.

Обрядовые игры-
заклички: «Жаворонок летал», «Грачи летят», «Чиж». Приложения №5 и №6. Первая наша остановка, станция «Сретение».
Так называется первая встреча весны – 15 февраля отмечается этот праздник – Сретенье Господне. Как вы думаете, почему этот праздник получил такое название? Дети дают ответы. В зависимости от содержания ответов ведущий праздника строит дальнейшую беседу.
В народе говаривали «На сретенье зима с весной встречаются впервой». Сретенские морозы считались уже последними. «Солнце - на лето, а зима - на мороз». По сретенским приметам судили какая весна будет. Какова погода на Сретенье, такова и весна будет. Небо звёздное - зима не скоро начнет плакать.
А знает ли кто из вас, почему так рано русский народ начинал закликать весну, зимой, в середине февраля? Вокруг снега лежат, морозы порой трещат, а наши предки уже весну во всю закликают? Дети дают ответы.
В зависимости от ответов ведущий строит дальнейший ход беседы. Наши предки хотели, чтобы весна пришла поскорее, да дружно. Старые запасы урожая уже заканчивались, в магазин, как мы сейчас, не сходишь. Вот и надеялись скорую весну и быстрый посев. Вот почему важна была весна для народа. Вот поэтому ее закликали, звали к себе так рано и радовались её приближению.
17 марта по народному календарю – Герасим- грачевник. В этот день выходили в поле встречать первых птиц. Увидел грача – весну встречай. Наши предки очень любили и почитали птиц. Птицы – это главные помощники земледельца. Они вредителей уничтожают, урожай сохраняют. Многих птиц знавали наши предки. А знаете ли вы названия птиц нашей полосы? Давайте проверим. Проводится викторина, загадка (каждому, кто даст правильный ответ, выдается цветной жетон). Как вы много знаете. А вот я вас сейчас запутаю. Я прочту стихотворение, а вы, как только услышите слово, обозначающее название птицы, сразу же должны похлопать в ладоши. Внимание! Проводиться игра. Не устали?
Мы прибыли на станцию «Сороки».
Очень важный праздник встречи весны, это день весеннего равноденствия. День сорока мучеников Севастийских, на языке народа носит название «Сороки».
А сколько примет и поговорок сложено, по которым судят о погоде в этот день . Попробуем отгадать о чем эти приметы.
* «На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья»;
* «Сорок сороков птиц на Сороки прилетели».
Считалось, что в этот день из теплых стран прилетает 40 птиц, и первая из них – жаворонок. Весеннее равноденствие – это праздник молодого солнца, пробуждающего ото сна землю. Самый яркий праздник. В этот день пекли из ржаной муки сорок шариков и выбрасывали по одному из окошка с верою в то, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующей зимы и не станет мешать в посевных работах. Главным персонажем встречи весны были птицы. На этот праздник пекли «Жаворонков», раздавали их детям, а те бежали за околицу закликать жаворонков и весну. Вот и мы с вами попробуем сейчас все вместе позвать к нам в гости птиц и весну.

В закличках весны участвует театральный коллектив «Жаворонок», руководитель Алекса Л.С.
Формирование навыка 15-20 минут Практическая работа в мастерских по изготовлению символов праздника «Сороки».

Мастерские:

«Ласточкино» - синий;
«Скворушкино»- желтый;
«Жаворонкино»- красный;
«Грачёво»- коричневый;
«Журавушкино»- зелёный.
Указаны цвета жетончиков, наколотых на одежду детей при встрече в фойе.
Мы прибыли на станцию «Мастерилка».
На каждый праздник наши предки обязательно что-то мастерили своими руками. Мастерили к каждому празднику свой символ. Каждая семья вкладывала в работу тепло своей души, веру и надежду на благополучное будущее. Не зря птица является главным персонажем всех весенних обрядов.
Птица объединяет понятия: «Воздух, дыхание, душа». Вам предстоит сейчас вложить свои надежды и частичку своей доброй души в поделки, которые создадите своими руками в мастерских под руководством опытных мастериц. Называются мастерские и руководителей. Дети разделяются по мастерским в зависимости от наколотого на одежду цвета жетончика. В каждой мастерской детей встречает хозяйка.
В её обязанности входит встретить и разместить детей, проследить, чтобы им было удобно, чтобы каждому хватило необходимых материалов для работы. Хозяйки могут опросить детей о том, что они нового сегодня узнали, зачем они пришли в эту мастерскую, чему и зачем хотят научиться. Проводиться практическая работа по изготовлению символов.
Развитие, закрепление навыка Задание на дом.
Закрепление навыка проводится в кругу семьи. Руководители мастерских дают детям задание на дом. Дети на основании полученных знаний и освоенных навыков по изготовлению птиц могут научить членов своей семьи и изготовить свою птичью стаю в семейном кругу, провести обрядовые игры - заклички.
Заключение Анализ и подведение итогов 7-8 минут Оформление выставки детских поделок, анализ работы каждой мастерской, награждение детей, получивших цветные жетоны за разгадывание загадок. Используется мультимедийное сопровождение.
Приложения №7 и №8 Каждая мастерская оформляет наглядно результаты своей работы. Руководители мастерских не должны оставить без внимания каждого ребенка.
Ведущий. Уважаемые мастера, как поработали ваши подмастерья? Удалось ли вам душу вселить в свои поделки? Покажите нам их..
Молодцы! Сколько птиц к нам на праздник прилетело. Пусть выше взлетают и поют свои песни. Звучит фонограмма с голосами птиц. Помощницы оформляют выставку. Пусть звучит громче и дружнее птичий хор. Проводится игра «Птичий хор».
Вот и подходит к концу наша встреча. Давайте вспомним, с какими праздниками встречи весны мы сегодня познакомились. Зал делиться на левую и правую половинки и задаются вопросы о сроках закличек весны, названиях праздников. Побеждает та половинка зала, которая дала больше правильных ответов. Если одна из половинок ответила не верно, право ответа переходит другой половинке зала.
Молодцы! Наш театральный коллектив «Жаворонок» приготовил для вас творческий подарок. Встречайте! Исполняется песня «Пироги». Всем желающим раздаются рецепты печенья «Жаворонки», возможно и в тестовом исполнении.
Рефлексия 1-3 минуты Использование птичек изготовленных в идее самолетиков, на крыльях которых дети должны нарисовать свое настроение. Понравился вам сегодняшний праздник? А теперь я попрошу вас взять в руки карандаш и на птичках, которые вам раздадут мои помощницы нарисовать солнышко – если вам понравился праздник, и вам было комфортно на нем, а если не понравился – нарисовать облако.
Готовы ваши птички!
По моей команде сначала запускаем птичек с солнышком. Полетели! А теперь с облачком. Полетели! Какая стая у нас более многочисленная с солнышком, или облачком?
Дети и родители отвечают. Мы очень рады, что всем в этом зале (или большинству) было уютно и интересно.

Послесловие 1-2 минуты Домашнее задание Впереди у нас ещё два больших праздника «Пасха» и «Благовещение». Вы можете поискать интересные рецепты приготовления жаворонков, пасхальных куличей. Испечь и принести на конкурс лучшего мастера (называется дата мероприятия).
Наша встреча подошла к концу. Желаю вам всем здоровья, удачи! И до новых встреч!

Приложение №1
Игра «Махоня»

Обрядовая игра, играют в начале весны на пробуждение природы)

Считалкой выбирается Махоня. Махоня изображает движение.
-Ой, Махоня, Махоня моя
Дорогая, приветливая
У Махони брюшко болит
У Махони сердце горит
Душа сердцу веселиться не велит
(Дети идут по кругу)
- Здорово, Кум!
(Дети поворачиваются друг к другу)
-Здоровенько!
- Что твоя Махоня делает?
(Махоня показывает что делает например: тесто месит, стирает и т.д., дети за ним повторяют).
Игра повторяется сначала.
В конце игры водящий задаёт вопрос:
- Что Махоня рассержена?
(Дети отвечают)
- Да померла наша Махоня.
(А Махоня рассержена)
- Это я – то померла?
Ну я вас сейчас….
(Дети разбегаются, Махоня ловит детей. Кого поймала, тот и водит).

Приложение №2

Пословицы и поговорки
▪ Весна днем красна
▪ Красна весна, да голодна
▪ Весна красная, а лето страдное
▪ Весной лёд толст да прост
▪ Весна и червяка живит
Загадки о весне
▪ Она приходит с ласкою и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

▪ У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

▪ Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл ….. (апрель)

▪ Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (май)

Приложение №3
Загадки о птицах.

• Кто 2 раза на свет родится: первый раз гладкий, второй раз мягкий? (Птица)
• Черный проворный, кричит «крак», червякам враг? (Грач)
• Шило впереди, клубок посреди, ножницы сзади. (Ласточка)
• Днем молчит, ночью кричит. (Филин)
• Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
• У кого дитя еще не родилось, а уже на воспитание отдано? (Кукушка)
• Летом за пахарем ходит, а под зиму с криками уходит. (Грач)
• Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
• В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)
• На шесте дворец, а во дворце певец. (Скворец)
• Днем сидит, сладко спит, ночью летает, кого-то пугает. (Сова)
• Без рук без топоренка, построена избенка! (Гнездо)
• Маленький мальчик в сыром армячишке по дворам играет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Приложение №4

Игра «Птица – не птица»
Прозвучит стихотворение про птиц. Задача детей внимательно слушать. Если они услышат слово, обозначающее птицу, им надо подать сигнал треста – хлопать в ладоши.
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Аисты, вороны, галки, макароны….
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Гайки и моржи…
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Чибисы, чижи
Сойки и ужи….
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Гайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Щуки, воробьи
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Утки, гуси, совы
Ласточки, коровы
Прилетают птицы: голуби, синицы,
Палки и стрижи
Бабочки, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

Приложение №5

Закличка «Жаворонок летал»
Жаворонок летал
Солнышко закликал
Солнышко сияет
Землю согревает
Жаворонок летал
Дождичек закликал
Дождичек приди
Землю пробуди
Жаворонок летал
Весну закликал
Весна прилетай
Землю украшай
Жаворонков испечём
Высоко понесём
Будем громко кричать
Да весну встречать.

Приложение №6

Песня-игра «Грачи летят»
Грачи летят
На всю Русь кричат
Гу-гу-гу мы несем весну
- Летают грачи?
(все) летают.
Журавли летят
На всю Русь кричат
Гу-гу-гу не догнать никому
- Летают журавли?
(все) летают.
Поросята летят, полосаты визжат
Хрю-хрю-хрю надоело нам в хлеву
- Летают поросята?
(все) не летают.
Игра «Чиж»
По дубочку постучишь
Вылетает сизый чиж
Хохолочек рыженький.
Чижик по полю летал
Правой ножкой всё кивал
Чиж-чиж не зевай
Себе пару выбирай.
(Дети выполняют движения, выбирают себе пару).

Приложение №7

Песня-игра «Птичий хор»
Издревле мы знаем, что птицы замечательные певцы. Почти все птицы умеют петь, но поют птицы по-разному. Задача детей: воспроизвести при помощи звуков как поют:
-воробьи (чирик-чирик-чирик)
- дятлы (тук-тук-тук-тук)
- вороны (кар-кар-кар-кар)
- филины (ух-ух-ух-ух)
- кукушки (ку-ку-ку-ку)
Ведущий делит участников на пять групп («хоров»), поочередно показывает карточки с изображением птиц. Дети выполняют задание. В конце – общий хор.

Приложение №8

Песня «Пироги»
Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.
Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом и капустою.
С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!
Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом и капустою.
Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем «Барыню» плясать
С выходом от печки.
Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом и капустою.
Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки – подружки!
Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги с мясом и капустою.
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: Андронова
Просмотров: 1261 | Загрузок: 202 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая  Надежда Михайловна
Ваша работа не допущена к участию в Конкурсе. Работа представлена не по форме, неполный комплект документов. Оформление не
соответствует Положению.
С уважением,Ларионова Ирина Юрьевна, тех.эксперт конкурса АМО-3

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]